Наби, набиды
Набойка, набивка
Набросок
Надгробие
Назарейцы
Наивное искусство
Наличник
Намазлык
Наос
Народная картинка
Народное творчество
Народные художественные промыслы
Нартекс, нарфик, притвор
Нарцисс
Нарышкинский стиль, нарышкинское барокко, московское барокко
Насечка
Наскальное искусство
Насталик
Насх
Нательное искусство
Натура
Натурализм
Натюрморт
Национальная галерея
Национальная галерея искусства
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей современного искусства
Национальный художественный музей Беларуси
Небоскреб
Неоидеализм
Неоимпрессионизм
Неоклассицизм, неоклассика
Неопластицизм
Неопримитивизм
Неореализм
Нептун
Нервюра
Нереиды
Нет арт, Net art
Неф
Нефтида
Нидерландское искусство
Ниелло
Нике, Ника
Нимфей
Нимфы
Ниша
Новая вещественность, магический реализм
Новгородская школа
Новые дикие, новые фовисты
Нок
Нонконформизм
Нонфигуративное искусство
Носовое украшение
Нумизматика
Нут
Нэцкэ
Ню
Нюанс
|
ФЕОФАН ГРЕК. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Россия. 1378 г.
Новгородская школа
- одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII-XV вв., сложившаяся в Новгороде. Свойственные школе черты - особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля. Во 2-й половине XII в. на смену монументальным соборам предшествующей эпохи приходят сравнительно небольшие, 1-главные, 4-столпные церкви (Спаса на Нередице, 1199 г. и др.). Одновременно и в живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, около 1167 г., Спаса на Нередице и др.). Связью с народным творчеством, обобщенным рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон XIII-начала XIV вв. ("Еван, Георгий и Власий"). В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII в. зодчие переходят к 3-лопастным завершениям фасадов (церковь Успения на Волотовом поле и др.), широко используют разнообразные декоративные элементы. Фрески церквей Спаса на Ильине (1378 г., Феофан Грек), Федора Стратилата (1370-1380 гг.) выделяются одухотворенной патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. В иконах конца XIV-XV вв., значительных своей артистической выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились народные представления и верования, события истории города ("Битва новгородцев с суздальцами" и др.). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство. |