Иван, айван
Игла гравировальная
Игрушка
Иератизм
Иероглифы
Изба
Изобразительное искусство
Изокефалия, исокефалия
Изразцы, кафли
Икона
Иконография
Иконопись, писание икон
Иконостас
Иллюзионизм
Иллюзорность
Иллюминирование
Иллюстрация
Имам
Имплювий
Импост
Импрессионизм
Инвайронмент, энвайронмент
Индекс
Индихенизм, индианизм
Индуизм
Инициал, буквица
Инкарнат
Инкрустационный стиль
Инкрустация
Инкунабулы
Инсталляция
Инсула
Инталия
Интарсия
Интерколумний
Интерьер
Ионик, овы
Ионический ордер
Иппический жанр
Ипподром
Исида
Искусства пластические, искусства пространственные
Искусство
Искусство для искусства, чистое искусство
Искусствоведение
Искусствознание, искусствоведение
Исторический жанр
Исфаханская школа
|
ШАРДЕН, Жан Батист Симеон. Бриошь (Десерт). 1763 г.
Натюрморт
- (от французского nature morte, буквально - мертвая натура) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевленных предметов, изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, могут входить и изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии. Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока, античности. Рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Излюбленными темами были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: "завтраки" (В. Хеда и П. Клас), "десерты" (В. Калф), "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Веникс, М. Хондекутер), "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Новый подъем натюрморта был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). |