Садово-парковое искусство
Саксонский фарфор
Салон
Салонное искусство
Саман
Самодеятельное искусство
Сангина
Сандрик
Саркофаг
Сатиры
Светотень
Свободный стиль
Свод
Сграффито, граффито
Северные письма
Севильская школа
Севрский фарфор
Сейченто
Секко
Селена
Семь чудес света
Сенатская площадь
Сень
Сепия
Сецессион
Сецессион
Сиенская школа
Сикстинская капелла
Силуэт
Символ
Символизм
Синагога
Синий всадник
Синтез искусств
Сион
Сирены
Сисиф, Сизиф
Скань
Скарпель
Скифос
Складень
Склеп
Скопинская керамика
Скопкарь
Скоция
Скульптура
Слепок
Слуцкие пояса
Смольный
Собор
Солея
Соловецкий монастырь
Софии храм
Софийский собор
Софийский собор
Софит
Соц-арт
Социалистический реализм
Социальный реализм, социальный экспрессионизм
Союз архитекторов
Союз русских художников
Союз художников
Спортивные сооружения
Среди коллекционеров
Среднеазиатская школа миниатюры
Средневековое искусство
Средокрестие
Стадион
Стайлинг
Сталактиты, мукарны
Стамбха
Станковое искусство
Станок скульптурный
Старая пинакотека
Старые годы
Статуя
Стаффаж
Стека, стек
Стекло
Стела
Стенные росписи
Стереобат
Стилизация
Стилобат
Стиль
Стиль, Де Стейл, De Stijl
Стиратор
Стонхендж, Стоунхендж, Stonehenge
Стопа, стопка
Стоя, стоа
Стрельна
Строгановская школа
Строгий стиль
Студия военных художников
Стукко
Ступа
Субурган
Сузани, сюзане
Сульс
Суми-э
Сунна
Супрематизм
Сура
Суровый стиль
Сутэиси
Сухая игла
Сфинкс
Сфумато
Сырмак
Сюрреализм
|
ДИОНИСИЙ. Алексий, митрополит московский с житием. Начало XVI в., яичная темпера.
Московская школа
- одна из основных школ древнерусского искусства в XIV- начало XVI вв. Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 1320-1330-х гг. обусловила широкий размах культового, а затем и крепостного строительства. В конце XIV- начале XV вв. возникает московский тип белокаменного храма: компактный, 4-столпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декоративными поясами на фасадах (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427 г.). Широкое распространение в конце XIV века получил новый тип небольшого, скромно декорированного храма с пристенными опорами (церковь в с. Каменское Московской обл., конец XIV- начало XV вв.). Живопись московской школы в XIV в. развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы "Спас Ярое Око" и "Спас оплечный", обе 1340-е гг., Успенский собор Московского Кремля). Расцвет в конце XIV- начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства. При перестройке Московского Кремля (конец XV в.) творческое сотрудничество местных мастеров с приглашенными в Москву псковскими (Благовещенский собор, 1484-1489 гг. и др.) и итальянскими зодчими (Успенский собор, 1475-1479 гг., архитектор Аристотель Фьораванти и др.) дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительности возможностей древнерусской архитектуры. Традиции искусства Андрея Рублева и мастеров его круга во 2-й половине XV - начале XVI вв. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций. Художественные достижения школы являются одной из вершин древнерусского искусства, они оказали решающее влияние на его дальнейшее развитие. |