Мавзолей
Мавританское искусство, мавританский стиль
Магический реализм
Мадонна
Майолика
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор
Макет
Малые голландцы
Мандорла
Манеж
Манера
Мансадра
Мантапам
Маньеризм
Марина
Маркетри
Марс
Мартирий
Масджид
Маска
Маскарон
Масляная живопись
Массовая культура
Массовое искусство
Мастаба
Мастерская народной графики
Мастерство
Мастихин
Матуар
Мафорий
Машикули
Меандр
Мебель
Мегарон
Медальерное искусство
Медальон
Медея
Медиа искусство
Медина
Медресе
Мезонин
Мекка
Мексиканская школа живописи
Мельпомена
Мемориальные сооружения
Менгир
Меркурий
Меровингское искусство
Метафизическая живопись
Метопы
Метрополитен, метро
Метрополитен-музей
Меценатство
Меццо-тинто
Мечеть
Микрорайон
Минаи
Минарет
Минбар
Минерва
Миниатюра
Минимализм
Минотавр
Мир искусства
Мир искусства
Мирский замок
Митра
Михраб
Мобильное искусство
Могольская школа миниатюры
Мода
Моделировка
Модель
Модерн, стиль модерн, ар нуво, Art Nouveau
Модернизм
Модуль
Модульон, модильон
Мозаика
Мойры
Мольберт
Мона Лиза, Джоконда
Монастырь
Монета
Монограмма
Монотипия
Монохромия
Монумент
Монументальная пропаганда
Монументальное искусство
Монументальность
Московская школа
Московское архитектурное общество
Мост (Die Brucke)
Мстёрская вышивка
Мстёрская миниатюра
Мудра
Муза, мусы
Музееведение, музееология
Музеи художественные
Музей архитектуры
Музей изобразительных искусств
Музей искусства народов Востока
Музей исламского искусства
Музей истории искусств
Музей народного искусства
Музы
Мулюры
Муляж
Мусалла
Мут
Мутулы
Мухаккак
Муштабель
Мягкий лак
Мягкий стиль
|
ДЮРЕР, Альбрехт. Четыре всадника. Гравюра на дереве из серии "Апокалипсис". 1498 г.
Гравюра
- (от французского gravure) 1. Печатный оттиск на бумаге с доски (дерево, линолеум, камень, металл), на которой нанесен рисунок (с помощью ножей, стамесок, долот или резцов - штихелей). 2. Вид искусства графики, включающей многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности заключаются в ее тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков). Различаются выпуклая гравюра (ксилография - на дереве, линогравюра и на металле; на рисунок возвышающийся над фоном наносится тампоном или валиком краска, печатается вручную или на прессе на равномерно придавленной бумаге). И углубленная (резцовая, офорт - процарапывание иглой по кислотоупорному лаку, "сухая игла" - процарапывание прямо по металлу; рисунок механическим или химическим способом углубляется в металлической пластине, краска набивается тампоном в углубления и доска покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка) гравюра. Другие виды углубленной гравюры: акватинта (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирная манера (комбинации точек, выбитых в доске пуансоном или нанесенные сквозь лак иглами и рулетками), лавис (рисование на доске кислотой), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест на доске, шероховатой после обработки гранильником), карандашная манера, мягкий лак (рисование на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску) и т. д. Возникновение связано с ремеслами, где применялись процессы гравировки. Гравюра упоминается в Китае с VI-VII вв., первая датированная гравюра относится к 868 г. Гравюра широко распространена, характеризуется обилием репродукционных техник. Мастера, художники: М. Шонгауэр, А. Мантенья, А. Дюрер, У. Граф, Пармиджанино, У. да Карпи, Л. Кранах Старший, Лука Лейденский, П. Саутман, К. Меллан, Ж. Калло, Дж. Б. Кастильоне, Я. ван Рейсдал, П. Поттер, С.Ушаков, М. Вощанка, Ф. Буше, Дж. Р. Смит, А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, У. Хогарт, Дж. Б. Пиранези, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай, Ф. Гойа, В. В. Матэ, Ж. Ф. Милле, К. Коро и многие другие. |