| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Викторианский стиль


Manchester Town Hall. Victorian Gothic Revival. Manchester, UK.
Manchester Town Hall. Victorian Gothic Revival. Manchester, UK.

Викторианский стиль

- (английский стиль, Victorian style) условное название длительного периода в истории искусства Англии 2 пол. XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1837-1901 гг.). Длительное и устойчивое правление характеризовалось "балансированием между традициями и реформами" в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для английского стиля. Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи "стиля королевы Анны" и "георгианцев". В искусстве викторианского периода выделяют три этапа: ранний, или период неостилей (1835-1855 гг.); средне-викторианский период (1855-1870 гг.); поздний, или "свободное возрождение Ренессанса" (1870-1901 гг.). Начало викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма. Снова вошло в обиход понятие "боязнь пустоты", но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, это заметно в оформлении жилых интерьеров. На усложненном фоне жилого интерьера из обоев, ковров, драпировок и картин в тяжелых рамах без всякой логики помещалась разнообразная мебель, керамика, металл и даже "роскошная" резьба из папье-маше или "бронзовые" светильники из крашеного гипса, множество ненужных предметов. Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей "неогрек", неорококо, неоготики, "византийского", "мавританского", китайского стилей. К 1860-м гг. относится наивысший подъем деятельности У. Морриса - художника, писателя и публициста, организатора движения "Искусства и ремесла, ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. "Средневикторианский период" ознаменовался крупнейшим событием в истории - проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851 г.), а также организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Поздний этап в искусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей английского писателея У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении (1871 г.). В те годы в художественной практике царило невообразимое смешение "исторических стилей": "Луи XIV", рококо, "Елизаветинского Ренессанса" и Тюдор-Ренессанса и др. В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с Неоготикой, или "стилем трубадур", с 1860-х гг. получает развитие "неоренессанс" - причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко. В Англии появляется эклектичный стиль "свободное возрождение Ренессанса". Характерны для интерьера: громоздкая, перегруженная дробным, мелким декором мебель была иронично названа современниками "стилем подставок и верхушек", большая библиотека, цветочные рисунки, подушки на диванах, витые лестницы. Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование "готического возрождения", или "Неотюдор". Большинство существующих "готических" зданий Лондона построено в викторианскую эпоху (здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом "Большой Бен" - произведение архитектора Ч. Бэрри; внутренняя отделка и мебель созданы по рисункам О. Пьюд-жина). В 1886-1894 гг. в стиле "Неотюдор" построен мост Тауэр через Темзу. В стиле "готического возрождения" работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт в сотрудничестве с мастерами фирмы "Гиллоу", мебельщик Б. Тэлберт. Целые кварталы в стиле "готического возрождения" сохранились практически во всех бывших британских колониях. Для Британской Индии также характерен индо-сарацинский стиль (вольное сочетание неоготики с национальными элементами). Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного стиля.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024