Иван, айван
Игла гравировальная
Игрушка
Иератизм
Иероглифы
Изба
Изобразительное искусство
Изокефалия, исокефалия
Изразцы, кафли
Икона
Иконография
Иконопись, писание икон
Иконостас
Иллюзионизм
Иллюзорность
Иллюминирование
Иллюстрация
Имам
Имплювий
Импост
Импрессионизм
Инвайронмент, энвайронмент
Индекс
Индихенизм, индианизм
Индуизм
Инициал, буквица
Инкарнат
Инкрустационный стиль
Инкрустация
Инкунабулы
Инсталляция
Инсула
Инталия
Интарсия
Интерколумний
Интерьер
Ионик, овы
Ионический ордер
Иппический жанр
Ипподром
Исида
Искусства пластические, искусства пространственные
Искусство
Искусство для искусства, чистое искусство
Искусствоведение
Искусствознание, искусствоведение
Исторический жанр
Исфаханская школа
|
Свадьба императора Константина. 1633-1668 гг. Шерсть, шелк. Мануфактура Рафаэля де ла Планша. Париж. Франция.
Шпалера
- стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнамент, композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различают 2 вида шпалер: готлис - вытканы на станках с вертикальным креплением основы, и баслис - на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон - живописный эскиз в размере ковра. Производство шпалер возникло в Западной Европе в XII-XIII вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ("Анжерский Апокалипсис" - 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, около 1380 г., мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", конец XV-начало XVI вв., относящиеся к типу "мильфлёров" - шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов). Основные центры средневекового шпалерного ткачества - Париж, Аррас, Турне, с конца XV в.- Брюссель, где в начале XVI в. была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в XVII в.- серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины XVII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже; мануфактуры в Бове и Обюсоне). Излюбленные темы шпалер XVII - XVIII вв. - мифические и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В XVIII - XIX вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине XX в. в творчестве Ж. Люрса и др. В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859 г.), одна из первых работ которой - "Полтавская баталия" по картону Л. Каравака. Расцвет деятельности мануфактуры - 2-я половина XVIII - начало XX вв. В русской шпалере эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из так называемого Гурьевского гарнитура, 1805-1806 гг., музеи в Павловске и Гатчине). В современном декоративно-прикладном искусстве шпалера чаще именуется гобеленом. |