Мавзолей
Мавританское искусство, мавританский стиль
Магический реализм
Мадонна
Майолика
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор
Макет
Малые голландцы
Мандорла
Манеж
Манера
Мансадра
Мантапам
Маньеризм
Марина
Маркетри
Марс
Мартирий
Масджид
Маска
Маскарон
Масляная живопись
Массовая культура
Массовое искусство
Мастаба
Мастерская народной графики
Мастерство
Мастихин
Матуар
Мафорий
Машикули
Меандр
Мебель
Мегарон
Медальерное искусство
Медальон
Медея
Медиа искусство
Медина
Медресе
Мезонин
Мекка
Мексиканская школа живописи
Мельпомена
Мемориальные сооружения
Менгир
Меркурий
Меровингское искусство
Метафизическая живопись
Метопы
Метрополитен, метро
Метрополитен-музей
Меценатство
Меццо-тинто
Мечеть
Микрорайон
Минаи
Минарет
Минбар
Минерва
Миниатюра
Минимализм
Минотавр
Мир искусства
Мир искусства
Мирский замок
Митра
Михраб
Мобильное искусство
Могольская школа миниатюры
Мода
Моделировка
Модель
Модерн, стиль модерн, ар нуво, Art Nouveau
Модернизм
Модуль
Модульон, модильон
Мозаика
Мойры
Мольберт
Мона Лиза, Джоконда
Монастырь
Монета
Монограмма
Монотипия
Монохромия
Монумент
Монументальная пропаганда
Монументальное искусство
Монументальность
Московская школа
Московское архитектурное общество
Мост (Die Brucke)
Мстёрская вышивка
Мстёрская миниатюра
Мудра
Муза, мусы
Музееведение, музееология
Музеи художественные
Музей архитектуры
Музей изобразительных искусств
Музей искусства народов Востока
Музей исламского искусства
Музей истории искусств
Музей народного искусства
Музы
Мулюры
Муляж
Мусалла
Мут
Мутулы
Мухаккак
Муштабель
Мягкий лак
Мягкий стиль
|
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. Вилла Савой в Пуасси. 1929-1930 гг. Франция.
Функционализм
- направление в зодчестве XX в., утверждающее примат утилитарно-практической функции произведения архитектуры над его формой. Система "протофункционалистских" идей, противопоставляющих принцип целесообразной формы, правдиво выражающей назначение и конструкцию здания, эклектическому расщеплению эстетического и утилитарного начал, сложилась во 2-й половине XIX в. (теоретические высказывания и практическая деятельность Дж. Рескина и У. Морриса в Великобритании, Х. Гриноу в США и др.). В конце XIX в. она получила законченное выражение у американского архитектора Л. Х. Салливена, формула которого "форму определяет функция" к середине 1920-х гг. была подхвачена западноевропейскими архитекторами - сторонниками рационализма. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались во Франции Ле Корбюзье, а в Германии - архитекторами "Баухауза" (В. Гропиусом, Л. Мисом ван дер Роэ, Х. Мейером и др.). На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Аналитические методы функционализма, в частности принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций ("жить, работать, отдыхать, передвигаться"), были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в области жилищного строительства (1920-е гг.) В 1920-х - начале 1930-х гг. идеи функционализма творчески преломлялись в практической и теоретической деятельности представителей конструктивизма (Россия). С конца 1920-х гг. функционализм утвердился во всех странах Западной Европы, в США и Японии, однако в процессе своего распространения он терял черты творческого метода, превращаясь в некий "международный стиль", оперирующий внешними атрибутами целесообразной формы. После 2-й мировой войны 1939-1945 гг. влияние функционализма возродилось при восстановлении разрушенных городов Европы, однако единство "международного стиля" распалось окончательно. |