А секко
Абак
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
Абрис
Абстрактный экспрессионизм
Абстракционизм
Авангардизм
Авантитул, фортитул
Аверс
Аврора
Автогравюра
Автопортрет
Авторское право
Авторство
Агора
Адоба, адоб, саман
Адонис
Аид
Айван
Академизм
Академии архитектурные
Академии художественные
Академия художеств
Акант, аканф
Акварель
Акватинта
Акведук
Акриловые краски
Акрополь
Акротерий
Аксессуар
Акт
Акционизм
Алла прима
Аллегория
Алтарная преграда
Алтарь
Алтарь створчатый
Аль фреско, а фреско
Альфрейная живопись
Амазонки
Амвон
Ампир
Амфипростиль
Амфитеатр
Амфора
Аналитическое искусство
Анаморфоза
Андерграунд
Андромаха
Андромеда
Анималист
Анималистический жанр
Ансамбль
Антаблемент
Антей
Антефикс
Антиискусство
Античное искусство
Антропоморфизм
Анты
Анубис
Анфилада
Ападана
Аполлон
Аполлон Бельведерский
Апсида, абсида
Ар брют, арт брют
Ар деко, арт деко
Ар информель, арт информель
Ар нуво, арт нуво
Арабеска
Аргонавты
Арей, Арес
Ариадна
Арибалл
Арк
Арка
Арка триумфальная, триумфальные ворота
Аркада
Аркатура
Аркбутан
Арте повера
Артель художников
Артемида
Артесонадо
Артефакт
Архаика
Архивольт
Архитектоника
Архитектура
Архитрав
Асклепий
Ассамбляж
Ассоциация художников революционной России
Астрагал
Атлант
Атон
Атрибут
Атрибутация
Атрий, атриум
Аттик
Атум
Аукцион
Афина
Афродита
Ахилл, Ахиллес
Ашканская школа, "Восемь"
Аят
|
Ваза. Фаянс. Роспись охрой и эмалями, позолота. Сацума, XIX в. Япония.
Фаянс
- (от названия итальянского г. Faenza - Фаэнца, одного из центров керамического производства) плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные изделия были известны в Древнем Египте. Разнообразные виды фаянса производили с IV-V вв. в Китае, позднее - в Корее (XI-XIII вв.), Японии (с XVI в. славился фаянс мастерских Сацума). В мусульманских странах с XII в. получила распространение мелкопористая фарфоровидная масса (среднеазиатское название "кашин"), изобретенная, видимо, в Иране в X-XI или XI-XII вв. Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями (минаи, XII-XIII вв.) или люстром (конец XI- начало XIV вв.) по опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазури, а также сефевидские (XVI-XVII вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью. Иранские мастера способствовали расцвету в XVI-XVIII вв. производства фаянса в Турции (облицовочные панно, тарелки, вазы с пышным многоцветным растительным декором). В Европе собственно фаянс начали выделывать около 1525-1565 гг. в Сен-Поршере во Франции. Близки фаянсу произведения Б. Палисси (XVI в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет - около 1680-1740 гг.). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг.; Дж. Уэджвуд, конец XVIII в.) усовершенствовали фаянс, прочно ввели его в пратику. В XVIII-XX вв. высокого качества фаянс производили в Великобритании, Франции, Германии, России. Определились характерные для фаянса черты: большая (пол сравнению с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорировки, цветовод палитры, видов глазурей. |