Павильон
Паволока, приволока, настилка
Пагода
Падуанская школа
Палас
Палата
Палаты
Палаццо
Палехская миниатюра
Палитра
Палладианство
Пальметта
Памятник
Пан
Панагия
Панджара
Пандора
Пандус
Панель
Панно
Панорама
Пантеон
Пантеон
Паперть
Папирус
Папирусообразые колонны
Парапет
Парижская школа
Парис
Парк
Паркет
Парсуна
Партер
Паруса, пандативы
Парфенон
Парюра
Пассаж
Пастель
Пастозность
Патина
Патио
Пахса
Пегас
Пейзаж
Пейзажный парк
Пектораль
Пенсионер АХ
Первобытное искусство
Пергола
Передвижники
Периптер
Перистиль
Перо
Персей
Персонификация
Перспектива
Перспективная живопись
Перформанс, перфоманс
Петроглиф
Петродворец
Петропавловская крепость
Печать
Пештак, пиштак
Пиала
Пигмент
Пиксида
Пиктограмма
Пикториализм
Пилон
Пилястра, пилястр
Пинакль
Пинакотека
Пирамида
Пирон
Писанка
Пифос
Плавь, плави
Плагиат
Плакат
Плакетка
План
Пластика
Пластические искусства
Пластичность
Плафон
Плахта
Пленэр
Плинфа
Площадь
Повал
Повалуша
Повторение
Подделка, фальсификация
Подзор
Подий, подиум
Подклет
Подлинник
Подмалёвок
Подрамник, подрамок
Полиптих
Полихромия
Полица
Полка
Помпейский стиль
Поп-арт
Поребрик
Портал
Портик
Портрет
Посейдон
Постамент
Постер
Постимпрессионизм
Постмодернизм
Потир
Пото-пото
Пояски
Прадо
Прерафаэлиты
Пресбитерий
Прецизионизм, кубистический реализм
Приам
Придел
Прикладное искусство
Примитив
Примитивизм
Притвор
Причелина
Произведение художественное
Пролеткульт
Прометей
Промывка
Промышленная графика
Пронаос
Пропилеи
Прописки
Пропорции
Простиль
Пространственные искусства
Протома
Проторенессанс
Профессор Академии художеств
Профили архитектурные
Профиль
Псевдоготика, ложная готика
Псевдодиптер
Псевдопериптер
Психея
Псковская школа
Пта
Пуантилизм
Пунктирная манера
Пунктировальная машина, пунктировальная рама
Пунсон, пуансон
Пуризм
Путти
Пьедестал
|
Ваза. Фаянс. Роспись охрой и эмалями, позолота. Сацума, XIX в. Япония.
Фаянс
- (от названия итальянского г. Faenza - Фаэнца, одного из центров керамического производства) плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные изделия были известны в Древнем Египте. Разнообразные виды фаянса производили с IV-V вв. в Китае, позднее - в Корее (XI-XIII вв.), Японии (с XVI в. славился фаянс мастерских Сацума). В мусульманских странах с XII в. получила распространение мелкопористая фарфоровидная масса (среднеазиатское название "кашин"), изобретенная, видимо, в Иране в X-XI или XI-XII вв. Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями (минаи, XII-XIII вв.) или люстром (конец XI- начало XIV вв.) по опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазури, а также сефевидские (XVI-XVII вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью. Иранские мастера способствовали расцвету в XVI-XVIII вв. производства фаянса в Турции (облицовочные панно, тарелки, вазы с пышным многоцветным растительным декором). В Европе собственно фаянс начали выделывать около 1525-1565 гг. в Сен-Поршере во Франции. Близки фаянсу произведения Б. Палисси (XVI в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет - около 1680-1740 гг.). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг.; Дж. Уэджвуд, конец XVIII в.) усовершенствовали фаянс, прочно ввели его в пратику. В XVIII-XX вв. высокого качества фаянс производили в Великобритании, Франции, Германии, России. Определились характерные для фаянса черты: большая (пол сравнению с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорировки, цветовод палитры, видов глазурей. |