| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Стенные росписи


Кааба
Каблучок
Калам
Каланча
Калебас
Каллиграфия
Каменная масса
Камера-обскура
Камея
Кампанила
Канделябр
Каннелюры
Кано
Канон
Канфар
Капелла
Капитель
Караваджизм
Караван-сарай
Карандаш
Карандашная манера
Кариатида
Карикатура
Карнация
Карниз
Каролингское возрождение, Каролингский ренессанс
Картина
Картинная галерея, пинакотека
Картон
Картуш
Касба
Каскад
Каслинское литье
Кассандра
Кассоне
Катакомба
Католицизм
Кафедра
Кафель
Качалка
Квадр
Квадрига
Квасник
Кватроченто
Кегль, кегель
Кемден-Таунская группа
Кентавры
Керамика
Кербер, Цербер
Кессоны, кассеты
Кёшк
Киаф
Киворий
Киклопы, циклопы
Килик
Киликийская школа
Килим
Кинетическое искусство
Кинотеатр
Кириллица
Кировский капо-корень
Кисва
Кисти
Кита
Кич
Классика
Классицизм
Классическое искусство
Классный художник Академии художеств
Клафт
Клеевая живопись
Клеймо
Клеть, сруб
Клинопись
Клуазонне
Книжный знак
КоБрА, CoBrA
Ковёр
Ковка
Ковш
Кодекс
Кокошник
Колизей, колоссей
Коллаж
Коллекция
Колокольня
Колонна
Колоннада
Колонтитул
Колорит
Комикс
Компиляция
Комплювий
Композиция
Конёк, конь, князь, князёк
Консервация
Консоль
Конструктивизм
Контрапост
Контрфорс
Контур
Конха
Концептуальное искусство, концептуализм
Концовка
Копия
Коптское искусство
Кора
Корабль
Коран
Коринфский ордер
Коропластика
Корпусное письмо
Корчага
Костумбризм
Костюм
Коттедж
Крабб
Кракелюр
Кракле
Красная линия
Красносельские ювелирные изделия
Красота
Кратер
Кремль, детинец, город, град
Крепостные сооружения
Крест
Крест Евфросинии Полоцкой
Крестецкая вышивка, крестецкая белая сточка
Крестово-купольный храм
Крестоцвет, флерон
Крещальня
Крипта
Крито-микенское искусство
Кроки
Кромки
Кромлех
Кронос
Кронштейн
Круглая скульптура
Кружево
Ксилография, гравюра на дереве
Ктитор
Кубизм
Кубистический реализм, Precisionism
Кубок
Куманец
Кумган
Купидон
Купол
Курант
Курватура
Курдонёр
Курос
Курсив
Кутюрье
Куфи
Кьяроскуро
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Роспись трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие.  Италия.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Роспись трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие. Италия.

Стенные росписи

- изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи являются областью монументального искусства; органически связанные с архитектурой, они представляют собой существенный компонент синтеза искусств. Стенные росписи выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (иногда к стенной росписи условно относят мозаику и сграффито). Древнейшей первоначальной формой стенной росписи, возникшей еще в эпоху позднего палеолита, были пещерные и наскальные изображения. Ритмически организованные, строго подчиненные плоскости клеевые росписи с изображением жанровых, батальных, культовых сцен получили широкое распространение в Древнем Египте (особенно в III-I тысячелетии до н. э.). Ко II тысячелетию до н. э. относятся древнейшие стенные росписи в Китае, к I-му тысячелетию до н. э. - в Ассирии и Урарту. Динамикой композиционных решений, ярким колоритом, богатством почерпнутых из природы мотивов отличаются стенные росписи эгейского искусства (II-е тысячелетие до н. э.). Тяготением к пластической убедительности изображений, основанной на использовании принципов светотеневой живописи, были отмечены произведения мастеров Древней Греции. Развитие этих принципов в стенописях Древнего Рима сопровождалось усилением декоративного начала и композиционной динамики, широким использованием пейзажных и архитектурных мотивов; пространственно-иллюзорные, зрительно разрушавшие плоскость стены стенные росписи сосуществовали с плоскостно-орнаментальными композициями (Помпеи, Геркуланум). Среднеазиатские росписи VII-VIII вв. включали многочисленные фигурные изображения культового и светского содержания. Позднее в мусульманском искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные клеевые стенные росписи. Изысканные, органически сочетающие сюжетную и декоративную живопись клеевые и темперные росписи украшают средневековые пещерные монастыри Китая и Индии. В период средневековья проникнутые высокой одухотворенностью росписи, располагавшиеся на стенах храмов в строго каноническом порядке и, как правило, композиционно соответствовавшие основным архитектурным членениям интерьера, стали одним из важнейших видов монументального искусства в Византии, Грузии, на Балканах, в Древней Руси. В Западной Европе экспрессивными, часто напряженно-драматическими, а иногда наивно-непосредственными фресковыми стенными росписями с характерными для них линеарно-плоскостными композициями, резкими контурами украшались постройки романского стиля; в зданиях в стиле готики, почти лишенных сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами. Качественно новый этап развития стенной росписи наступил в эпоху Возрождения: во фресках итальянских художников этого периода (Джотто, Мазаччо, Пьерро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Веронезе и др.), основывавшихся на математически точной передаче пространства и перспективы, а также пластики человеческого тела, ярко раскрывались возможности, которые дают стенные росписи для создания монументальных образов, проникнутых большими гуманистическими идеалами. Свойственные уже ренессансным росписям тенденции к иллюзорному расширению реального пространства интерьеров значительно усилились в динамичных, исполненных чувственной экзальтации, существующих в тесном единстве со скульптурой и архитектурой стенных росписей барокко, создающих часто с помощью иллюзионистических эффектов, специфическую, интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. В XVII-XVIII вв. стенные росписи в интерьерах светских построек нередко вытеснялись шпалерами, зеркалами, обоями, а клеевая живопись использовалась главным образом для украшения потолков. В стенных росписях классицизма XVIII- начале XIX вв. иллюзорное пространство строго отделено от реального; в них преобладают изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектуры, пейзажа. Обостренный интерес к стенным росписям испытывали мастера, близкие к "модерну", неоклассицизму и национально-романтическим направлениям конца XIX- начала XX вв., тяготевшие к подчеркнуто ритмизированным композиционным и колористическим решениям. В искусстве XX века в стенных росписях нередко используются отдельные приемы декоративной стилизации (М. Шагал во Франции, Р. Тамайо в Мексике и др.); масштабность и эмоциональность художественного языка стенных росписей, возможность выражения в них прогрессивных социальных идей привлекают к ним прогрессивных художников (А. Пиццинато в Италии, Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. Сикейрос в Мексике, А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Леже во Франции, Х. Эрни в Швейцарии и др.). Необычайно обогатилась в XX в. техника стенной росписи (силиконовые краски и др.).

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024