Мавзолей
Мавританское искусство, мавританский стиль
Магический реализм
Мадонна
Майолика
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор
Макет
Малые голландцы
Мандорла
Манеж
Манера
Мансадра
Мантапам
Маньеризм
Марина
Маркетри
Марс
Мартирий
Масджид
Маска
Маскарон
Масляная живопись
Массовая культура
Массовое искусство
Мастаба
Мастерская народной графики
Мастерство
Мастихин
Матуар
Мафорий
Машикули
Меандр
Мебель
Мегарон
Медальерное искусство
Медальон
Медея
Медиа искусство
Медина
Медресе
Мезонин
Мекка
Мексиканская школа живописи
Мельпомена
Мемориальные сооружения
Менгир
Меркурий
Меровингское искусство
Метафизическая живопись
Метопы
Метрополитен, метро
Метрополитен-музей
Меценатство
Меццо-тинто
Мечеть
Микрорайон
Минаи
Минарет
Минбар
Минерва
Миниатюра
Минимализм
Минотавр
Мир искусства
Мир искусства
Мирский замок
Митра
Михраб
Мобильное искусство
Могольская школа миниатюры
Мода
Моделировка
Модель
Модерн, стиль модерн, ар нуво, Art Nouveau
Модернизм
Модуль
Модульон, модильон
Мозаика
Мойры
Мольберт
Мона Лиза, Джоконда
Монастырь
Монета
Монограмма
Монотипия
Монохромия
Монумент
Монументальная пропаганда
Монументальное искусство
Монументальность
Московская школа
Московское архитектурное общество
Мост (Die Brucke)
Мстёрская вышивка
Мстёрская миниатюра
Мудра
Муза, мусы
Музееведение, музееология
Музеи художественные
Музей архитектуры
Музей изобразительных искусств
Музей искусства народов Востока
Музей исламского искусства
Музей истории искусств
Музей народного искусства
Музы
Мулюры
Муляж
Мусалла
Мут
Мутулы
Мухаккак
Муштабель
Мягкий лак
Мягкий стиль
|
Иллюстрация.
Реставрация
- (от позднелатинского restauratio - восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искаженных, поврежденных или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.). В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного искусства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв. Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания, причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического, микрокристаллического и др. анализов, рентгенографирования, макро- и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. Особенно большой размах реставрационные работы (в СССР) приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Петербурге, Москве, в других городах. С учетом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Петербурга (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации. |