ШАГИН, Иван ШАГИН, Иван. Первый регулировщик в Москве. 1930 г. ШАГИН, Иван. Физкультурники. 1933 г. ШАГИН, Иван. Главный калибр. 1936 г. ШАГИН, Иван. Парад физкультурников на Красной площади. Москва. 1936 г. ШАГИН, Иван. Солдаты Красной Армии идут в атаку в районе Брянска. 1942 г. ШАГИН, Иван. Стоять до конца. 1944 г. ШАГИН, Иван. Ленинградский пр. в р-не стадиона "Динамо" перед началом футбольного матча. 1949 г.
ШАГИН, Иван.
(Shagin, Ivan., 1904-1982) известный советский фотожурналист. Родился в Ивановской обл. Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1924-1928 гг. Шагин работает в кооперативном магазине в Москве. С 1925 г. в СССР начал выходить журнал "Советское фото". Он немедленно приобрел большую популярность и страну захлестнула волна фотолюбительства. В 1925 г. начинает заниматься фотографией в фотокружке при газете "Наша жизнь". В 1928 г. публикует первые свои работы. С 1930 г. он - профессиональный фотожурналист. Был постоянным сотрудником редакций газет "Кооперативная жизнь" и "Наша газета", в 1933 г. становится фотокорреспондентом "Комсомольской правды". Главный рабочий инструмент Шагина этого времени - старая крупноформатная камера с мехами. Фотограф снимал на стеклянные пластинки, которые "в комплекте" с увесистой техникой составляли немалый вес. Несмотря на молниеносную реакцию и острый глаз, Шагин работал медленно и обстоятельно, искал возможность запечатлеть не просто ключевой момент действия, а отобразить свое отношение к нему, найти неповторимый, выразительный ракурс. Основные темы его довоенных фоторепортажей - промышленность, сельское хозяйство, спорт, советская молодежь, Красная Армия. Шагин с упоением отдался своему делу. Снимал ли он крестьян или матросов, военные маневры, достижения коллективизации или индустриализации, он создавал безупречные с технической стороны и одновременно необыкновенно лиричные фотографии. Искреннее любование своим предметом, точный взгляд и прирожденный талант быстро заслужили фотографу признание. В 1934 г. Шагин участвует в международных фотовыставках: его работы были представлены в Праге, Варшаве, Сарагосе. Пресса особенно отмечала успех его фотографии "Физкультурники", где очень точно и убедительно были реализованы принципы конструктивисткой фотографии: жесткая кадрировка, косина горизонта, расположение фигур и направление линий. Шагин обращался к теме спорта с большим удовольствием: фактурные, тренированные тела атлетов, неожиданные ракурсы и насыщенная динамика давали большие творческие возможности. Живые пирамиды и колонны физкультурников стали символами нового общества, сплоченность спортсменов и их рекорды утверждали мощь советского строя. В 1935 г. фотографа пригласили участвовать в "Выставке работ мастеров советского фотоискусства" в Москве. В экспозицию выставки вошло 13 лучших его фотографий, сделанных за 5 лет профессиональной работы. На выставке работы Шагина соседствовали с работами Родченко. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, а советские специалисты и, конечно, Шагин из ремесленников-"иллюстраторов" превратились в прогрессивных фотографов. 1935-1940 гг. Шагин участвует в фотовыставках в СССР и за рубежом (США, Япония, Великобритания). Как военный фотокорреспондент Шагин снимал войну от первого до последнего дня. Снимки военных лет Шагина всегда узнаваемы. Он тщательно готовил свои фотографии - на них почти всегда герои, подвиги, славные свершения. Американцы, известные своими высокими требованиями к качеству позитивной печати, признали в 1946 г. снимок Шагина "К рейхстагу" лучшим военным кадром. После Победы работал в Берлине, делая снимки советских солдат-победителей и жителей города. В послевоенные годы оставался корреспондентом "Комсомольской правды". Начиная с 1950 г., Шагин снимал для газеты "Правда", Агентства печати "Новости", различных издательств. Занимался цветной фотографией. Его работы печатались в журналах "Огонек" и "Смена". Хотя в последние годы фотограф не был так известен, как в военное и послевоенное время, он не был и забыт и продолжал плодотворно работать до самой смерти. Интерес к творчеству Шагина, несколько угасший в период застоя, вернулся в сер. 1980-х гг., после крупных выставок, посвященных истории страны.