КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. На задворках вокзала Святого Лазаря. 1932 г. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Шринагар, Кашмир. 1948 г. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Ekster Trinkejeto. 1968-1969 гг. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Аликанте. Испания. 1932 г. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Bruxelles. 1932 г. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Информатор гестапо Дессау. Германия. 1945 г. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Водители такси. Берлин. 1932 г. КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. Ноги Мартины. 1967 г.
КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри.
(Cartier-Bresson, Henri., 1908-2004) французский фотограф, отец фоторепортажа, фотожурналистики, один из выдающихся фотографов ХХ в. Родился в г. Шантлу неподалеку от Парижа (происходил рода крестьян Картье и семейства знатных промышленников Брессон). Дядя Луи, художник, ввел Картье-Брессона в мир искусства (1913 г.). Учился в художественном ателье Андре Лота (1918-1925 гг.), посещал лекции по живописи в Кембриджском университете (1929 г.). Большое впечатление на Картье-Брессона произвел кинематограф (фильмы "Броненосец "Потемкин" С. Эйзенштейна, "Жанна Д’Арк" К. Дрейера и др.). Осущесвил путешествие в Африку (1930 г.), позднее в Индию, Китай, Мексику и США. Вернувшись во Францию, он решил посвятить себя фотографии. В 1931 г. Картье-Брессон приобретает фотоаппарат "Leica", который становится его основным творческим инструментом. Уже в 1932 г. состоялась первая выставка его фотографий в Нью-Йорке. В 1940-1944 гг. принимает участие (французская армия, в должности капрала кинофотоподразделения) в боевых действиях Второй Мировой Войны. Участник движения сопротивления во Франции. По заказу американской службы военной информации снимает фильм "Возвращение" (о том, как французские военнопленные возвращались к себе на родину, 1945 г.), показав высокий уровень мастерства и в области кинематографии. Один из основателей объединения фоторепортеров агентства "Magnum Photos" (1947 г.). Картье-Брессон посетил СССР в 1952 и 1972 гг. В 1955-1970 гг. Картье-Брессон работал в качестве фотографа для журналов ("Вог", "Лайф" и "Харперс базар"), сотрудничал со многими западными изданиями. Выставки фотографа были в Милане, Токио и Кёльне и др. городах. Выставки получили колоссальный успех и признание в Европе и Америке. В 1954 г. состоялась выставка Картье-Брессона в Лувре. Он фотографировал как обычных людей, так и важных персон и значительные события XX в. (Ирен и Фредерик Жолио-Кюри, 1944 г.; Анри Матисс, 1944 г.; Альбер Камю, 1944 г.; Поль Валери, 1946 г.; Уильям Фолкнер, 1947 г.; Трумэн Капоте, 1947 г.; Хоан Миро, 1953 г.; Жан Ренуар, 1960 г.; Андре Бретон, 1961 г.; Мэрилин Монро, 1961 г.; Ролан Барт, 1963 г.; Коко Шанель, 1964 г.; Жан-Поль Сартр, Эзра Паунд, 1970 г.; Луи Арагон, 1971 г.). Фотограф предпочитал, так называемый, нормальный объектив с фокусным расстоянием 50 мм на пленочном 35-мм фотоаппарате. Особенностью снимков Картье-Брессона является отсутствие всякого редактирования или кадрирования. Фотограф снимал, что представало пред взглядом в своем естественном виде, в пик эмоционального напряжения. О качестве съемки фотографа ходят легенды... На произведениях Картье-Брессон воспитывали молодых фотографов. Издал ряд книг-альбомов ("Решающий момент", 1952 г.; "Европейцы", 1955 г.; "Москвичи", 1955 г.; "Мир Анри Картье-Брессона", 1968 г.; "Лицо Азии", 1972, 1974 гг.; "О России", 1974 г.). В 1975 г. оставляет фотографию для занятия графикой. Был женат дважды (дочь во втором браке). Картье-Брессон умер в возрасте 95 лет в г. Иль сюр ла Сорг на юге Франции. Работы Картье-Брессона находятся в коллекциях музеев во всем мире.