(Atget, Jean Eugene., 1856-1927) известный французский фотохудожник. Родоначальник европейской жанровой фотографии, снятой репортерским методом. Родился в Либурне, около Бордо, деп. Жиронда, в самье бедных ремесленников. Служил моряком, в 1879 г. Атже вернулся в Париж. Учился в Консерватории драматического искусства (с 1879 г.). Пытался стать художником, потом - актером, но безуспешно. В это время он познакомился с актрисой Валентиной Далафосс, с которой он прожил всю оставшуюся жизнь. Начал заниматься фотографией только в 1898 г. в возрасте 42 лет. Атже стал фотографировать старый Париж. Главной его целью было создание "документов", как он называл свои фотографии городских видов и архитектуры. С тех пор и до самой смерти он всюду таскал за собой по Парижу тяжелое фотооборудование, стараясь запечатлеть город во всем его разнообразии. Сам он был человеком скромным - вывеска на его мастерской гласила: "Атже. Документы для художников". Немаловажна была для него и коммерческая сторона - он продавал свои фотографии художникам. Мастерскую Атже посещали известные художники (Брак, Дерен, Утрилло, Кислинг, Фужита и др.), но материальные обстоятельства жизни мастера на протяжении всей его жизни оставались крайне скудными, особенно в годы Первой мировой войны. Атже снимал улицы, подъезды, дворы, витрины магазинов, особняки, сады, памятники, отели, иногда включая в кадр тех, кто обитал на улицах города - рабочих, мусорщиков, нищих, проституток - в основном низшие слои общества. Он часто снимал здания, готовые к сносу. Атже фотографировал с исключительной ясностью деталей, создавая графическую летопись истории на основе субъективного и часто поэтического видения. В последующие 29 лет он сделал более 10000 фотографий. Вплоть до самой смерти он продолжал использовать то же оборудование, с которого начинал - "меховую" камеру 18х24 см на деревянном штативе. Атже не пользовался экспонометром - он сделал простую табличку для расчетов, полагаясь на свой опыт и знания. Для съемки интерьеров он не использовал искусственное освещение, обходясь естественным. Стиль Атже сильно изменился, начиная с первых его работ, заканчивая последними. Его ранние виды Парижа сделаны в середине дня, когда почти нет теней и интересных световых явлений, работы сухи и неэмоциональны. Потом он стал использовать свет для создания особого настроения, экспрессии. В его последних фотографиях свет является предметом съемки. Лишь перед самой смертью Атже его открыл для более широкой публики Ман Рэй вместе с Беренис Эббот. Они начали публиковать его работы и труды о нем. В 1927 г. Музей исторических памятников Парижа приобрел 8000 негативов Атже. В 1968 г. Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел собрание работ Атже из архива Беренис Эббот. Произведения: "Бродяга" (1898 г.); "Уличный музыкант" (1898 г.); "Уличный цирк"; "Девушка в дверях дома"; "Источник"; "Дети на кукольном спектакле в Люксембургском саду, 6-й округ"; "Кабаре "Пор Салю", дом 163-бис по улице Сен-Жак"; "Магазин "Золотое солнце", площадь"Школы", 1-й округ"; "Продавец зонтиков, площадь "Сен-Медар", 5-й округ"; "Точильщики за работой"; "Ярмарка на площади Инвалидов", "Цирк зверей" и "Обезьяний Дворец", 7-й округ"; "Ярмарка на площади Инвалидов", аттракционы", "Ярмарка на площади Трона, вход со стороны зоопарка, 20-й округ"; "Улица Гоблен" (1927 г.) и др. Умер в Париже. Атже - крупнейшая фигура в истории фотоискусства, один из пионеров городской фотографии. Хотя Атже не был знаменит при жизни, его работы вдохновили многих талантливых фотографов XX в. В честь Атже назван кратер на Меркурии.