(Polke, Sigmar., 1941-2010) немецкий художник, фотограф, один из крупнейших мастеров немецкого постмодернизма, классик искусства XX в. Родился в Оелсе, Силезия (ныне Польша). В 1945 г. переехал с семьей в Тюрингию (ФРГ), в 1953 г. - в Северный Рейн-Вестфалию. Польке учился в мастерской по росписи стекла на заводе по производству декоративного стекла, осваивал технику живописи по стеклу (1959-1960 гг.), учился в Государственной художественной академии Дюссельдорфа (1961-1967 гг.). На протяжении всего творческого пути Польке увлекался экспериментами с различными техниками и технологиями, виртуозно объединяя технику классического офорта с ультрасовременными технологиями. Польке присущ особый художественный метод и изобразительный язык. В нач. 1960 гг. Польке, вдохновленный политическими акциями художественной группы "Флюксус", основал вместе с Г. Рихтером творческое движение "капиталистический реализм" (1963 г. - первая выставка). Социальная активность художников объяснялась духом нигилизма, воспринятого вместе с искусством дадаизма, а также ироническим протестом против господства соцреализма в странах Восточной Европы. Польке представлял многочисленные субъективные пародии на картины сторонников пуризма, поп-арта и минимализма. К примеру, используя жирную линию, яркий плакатный цвет, иллюзионизм, увеличенные в масштабе точки полиграфического растра, он демонстрировал многочисленные предметы массовой культуры (продукты и вещи из супермаркета - сосиски, плитки шоколада, полотенца, мужские рубашки), либо шуточные портреты их потребителей - анонимные лица со следами губной помады от поцелуя. Некоторые считают художника представителем американского поп-арта в Европе. Польке издал собственный альбом, состоящий из четырнадцати фотографий, на которых были запечатлены его настольные скульптуры и его перфоманс (1968 г.). В 1968-1972 гг. им сделал тысячи фотографий и несколько фильмов. Преподавал в Высшей школе искусств Гамбурга (1970-1971 гг.), профессор (1977-1991 гг.). В 1970 гг. Польке предпринял ряд кругосветных путешествий, занимаясь фотосъемками в Париже, Нью-Йорке, Афганистане и Бразилии. Переезжает в д. Гаспельсхоф под Виллихом, Нижний Рейн (1973 г.). В 1974 г. - путешествовал по Пакистану и Афганистану. В 1978 г. - в Кельне. В 1980-1981 гг. - совершал путешествие в Австралию, Новую Гвинею, Юго-Восточную Азию. В 1970 г. Польке работал в стиле комиксов, с точками полиграфического растра, в духе лирического эстетизированного ташизма, нередко мастер уподоблял полотно любительскому фотоснимку. В 1980-1990 гг. художник стремился создать имидж мага и волшебника, экспериментируя с различными нестандартными приемами и материалами - алюминием, барием, калием, цинком, лаком, пигментами, хлоркаучуком, синтетическими смолами, метанолом, спиртом... В 1986 г. на Венецианской Биеннале за абстрактную композицию в немецком павильоне, названную им "Котел алхимика", жюри выставки присудило Польке "Золотого льва" в области живописи. Творчество Польке - картины, фотографии, рисунки, графика, авторские книги, объекты - все чаще показывается в русле "новых массмедиа", оно высоко котируется в мире СМИ. Соединившее в себе сарказм, гротеск, иносказательность, его творчество стало одним из характерных выражений экспрессионистского мышления. Персональные выставки в США (1990-1992 гг.), Амстердаме (1992 г.), Бонне (1997 г.), Берлине (1997 г.) и др. Произведения: "Для домохозяйки" (1963 г.), "Без названия. Поцелуй, поцелуй" (1965 г.), "Подруги" (1965-1966 гг.), "Где олень?" (1983-1984 гг.), "Надежда это: желать тянуть облака" (1992 г.), "Белое облако" (1992 г.), "Русская униформа" (1994 г.), "Айсберг", "Подруги II", "Сравнивая цены" и др.