КОЛОСОВ, Георгий КОЛОСОВ, Георгий. Луч. Из серии "Русский Север". 1990 г. КОЛОСОВ, Георгий. Сын. 1988 г. КОЛОСОВ, Георгий. Анна. 2001 г. КОЛОСОВ, Георгий. Великорецкий крестный ход. 1993-2003 гг. КОЛОСОВ, Георгий. Великорецкий крестный ход. 1993-2003 гг.
КОЛОСОВ, Георгий.
(Kolosov, Georgiy., 1945-) русский фотохудожник, идеолог современного пикториализма. Родился в Москве. Учился в МЭИ (Москва, электроника). С 1976 г. начал заниматься фотографией всерьез. В 1978 г. пришел в фотоклуб "Новатор" (Москва), в котором произошло его становление как художника. В 1979 г. сделал монокль, для малоформатной камеры (24х36 мм). Монокль - простейший мягкорисующий объектив. Получаемое с его помощью изображение малоконтрастно и имеет невысокую резкость. Они тогда не выпускались, производились кустарным способом. Начиная с 1979 г. Колосов ничем кроме монокля не снимал (он предсказывал, что когда-нибудь, появятся программы, воспроизводящие рисунок монокля, теперь есть такие программы, разнообразные фильтры к фотошопу). Колосов писал о монокле: "Сколько себя помню, окружающий мир для меня - тайна. Картинка монокля - таинственное изображение таинственного. Анастигмат изображает поверхность, которую можно потрогать. Монокль изображает пространство, не доступное осязанию". Всеобщий интерес к моноклю возник в тогдашнем СССР именно после того как в свет вышли серии его снимков "Братья и сестры", "Чудотворец", а позднее и другие, полностью отснятые этим объективом. Колосов - инициатор возрождения пикториальной фотографии в конце XX в. Пикториализм (зародился в конце ХIХ в.) - течение, приверженцы которого стремились сблизить фотографию и живопись. Осуществлялось это за счет специальных методов печати и специальной оптики. Кроме того, в пикториализме большое внимание уделялось композиции. Выбирались мирные, спокойные сюжеты. Современный пикториализм - уникальное явление, существующее в эпоху стремительно развивающихся технологий. Произведения, объединенные эстетикой "живописной" фотографии, указывают на то, что старинные способы печати не исчерпаны сегодня как с технической, так и с художественной точки зрения. В наше время пикториалистов осталось не много. Самый известный из них - Колосов. Он - прекрасный фотохудожник, его работы проникнуты духом мистического созерцания и очень глубоки. Он не использует особых техник печати - его пикториализм - это атмосфера и монокль. Колосов о себе: "Фотограф; преподаватель; участник, экспозиционер, куратор выставок; председатель жюри; автор статей; председатель худсоветов; бильд-редактор". А также паломник, прихожанин, церковный сторож. На фотографии он никогда не зарабатывал. Сейчас не фотографирует, сейчас он "просто свободный". Колосов - глубоко верующий человек. И его путь, путь самопознания, познания окружающего мира - всегда был неразрывно связан с Богом. Выполнил серии: "Русский север" (Архангельская область, Карелия - архитектурный пейзаж, жанр, портрет, ок. 100 фотографий, 1980-1991 гг.), "Всякое дыхание…" (природный мир вблизи, ок. 40 фотографий, 1992-1995 гг.), "Чудотворец" (Крестный ход на р. Великую, Вятка, ок. 90 фотографий, 1993-2003 гг.), "Портреты" (1979-2003 гг.), "Лабиринт духа", "Валаам 2000 на Светлой", "Дым времени", "Воистину воскресе!", "Красота спасает мир". Выставки персональные: "Всякое Дыхание" (Фотогалерея "Русское поле", Москва, 1997 г.); "Чудотворец" (Галерея "Фотосоюз", Москва, 2004 г.); "Почти весь Колосов. Фотографии 1980-2005 гг." (Музей архитектуры, Москва, 2005 г.). Работал бильд-редактором в журналах "Огонек" и "Домовой". Член Союза Фотохудожников России (был председателем Художественного совета). Исследователь творчества российского фотохудожника-пикториалиста Н. Андреева (1882-1947), соучредитель Центра фотографической культуры его имени. Автор книги "Русский Север" (Изд. "Галерея Печати", 2017 г.). Автор статей по пикториальной фотографии: "Монокль на малоформатной камере" (СФ, 1988 г., №№ 5, 8); "Продолжение традиций, поиск, новая форма" (СФ, 1993 г., №№ 7-8); "Современный пикториализм и новое восприятие" (СФ, 1995 г., № 4) и др. Фотографии Колосова находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Московском Доме фотографии, в Национальной библиотеке Франции (Париж), в частных коллекциях.