ГРИНБЕРГ, Александр ГРИНБЕРГ, Александр. Купальщица. 1924 г. ГРИНБЕРГ, Александр. Вера Холодная. 1910-е гг. ГРИНБЕРГ, Александр. Этюд III. 1923 г. ГРИНБЕРГ, Александр. Балерина Мария Песчаная. 1926 г. ГРИНБЕРГ, Александр. Сергей Эйзенштейн. 1928 г. ГРИНБЕРГ, Александр. Эдуард Тиссэ. 1930-е гг. ГРИНБЕРГ, Александр. Ню. Темная тональность. 1930-е гг.
ГРИНБЕРГ, Александр.
(Grinberg, Alexander., 1885-1979) классик российской пикториальной фотографии, кинооператор. Родился в Москве, в семье служащего. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, в Строгановском художественном училище. В начале XX в. увлекся фотографией, к нему быстро пришла слава. С 1907 г. - член Русского фотографического общества. В 1908 г. приходит первое признание: Гринберг получает серебряную медаль на Всероссийской выставке, а в 1909 г., на Международной выставке в Дрездене удостаивается золотой медали. Участвовал в Первой мировой войне, несколько лет провел в немецком плену. В 1914 г. Гринберг организовывает фотоотдел на кинофабрике Ханжонкова (Москва) и начинает работать там кинооператором. С 1923 г. - преподаватель ГТК (ВГИК). В 1925-1928 гг. - оператор Госкино (Совкино) фабрики. С 1910 г. по 1930 г. его работы выставлялись почти на всех крупных фотосалонах и завоевали нескольких призов на международных выставках в Европе, Азии и Америке. Гринберг в совершенстве овладел сложнейшей техникой благородной печати (бромойль, гуммиарабик), поражающей современников и потомков виртуозностью исполнения. Снял целую серию эротических фотографий, в которых он воспевал красоту и грацию женского тела. В 1921 г. в Советскую Россию приехала Айседора Дункан. Она покорила русскую публику свободной пластикой античной вакханки. В художественных кругах вновь пробудился интерес к танцу, пластическим искусствам Древней Греции. Одним из первооткрывателей и создателей таких образов был Гринберг, мгновенно уловивший веяния времени. Вместе с танцевальной студией Веры Майя он побывал во многих подмосковных усадьбах, создавая серии пластических этюдов на фоне архитектурной декорации русского классицизма. В середине 1920-х гг. Гринберг вместе с членами фотокабинета, созданного Государственной Академией художественных наук, приступает к разработке большого художественного проекта "Искусство движения", целью которого является изучение транскрипции движения. Перед фотографами встает задача найти возможности раскрыть в двухмерной плоскости фотоснимка динамику движения: скорость, ритм, бег, перемену времени и мест. В период разработки этой темы Гринберг приходит к выводу: художественная фотография может выражать себя и без сложной технической обработки снимка. Он отказывается от прежних технологий и формулирует идею "чистой фотографии", введя в обиход это понятие. Среди прочих, снял фильм "Два друга, модель и подруга" (1927 г.). В 1935 г. - среди двадцати участников "Выставки мастеров советского фотоискусства", а год спустя - в одном из лагерей ГУЛАГа. В 1936 г. за эротические фотографии был обвинен в порнографии, арестован и осужден органами НКВД на 5 лет. Освобожден в 1939 г. Во время Великой Отечественной Войны Гринберг остается в Москве, работая фотохудожником-портретистом. В 1950-е гг. реабилитирован. Однако творческое наследие выдающегося фотохудожника на долгое время забывается. Работал фотографом в музее бывшей Троице-Сергеевой лавры, в кружке Дворца культуры "автозавода им. Сталина". Умер в Москве в возрасте 94-х лет. В наши дни интерес к творчеству Гринберга с каждым годом растет. Его фотографии печатаются в журналах, участвуют в выставках. Творчество талантливого мастера служит прекрасным учебным материалом для современных фотохудожников. В истории русской пикториальной фотографии, когда таковая будет, почетное место займет творчество Гринберга, человека удивительной судьбы, классика русской светописи.