МОНФЕРРАН, Август МОНФЕРРАН, Август. Исаакиевский собор в Петербурге. 1818-1858 гг. Россия.
МОНФЕРРАН, Август.
(Monferran, Avgust., 1786-1858) русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Родился в Шайо близ Парижа. Француз по происхождению. Учился в Политехнической школе и у архитектора Ш. Лерсье и П. Фонтена в Париже. С 1816 г. работал в Петербурге. С 1831 г. - почетный вольный общник АХ. Был членом Комитета для рассмотрения работ по сооружению храма Христа Спасителя в Москве, автором планов строений Нижегородской ярмарки, проектировал и руководил работами по созданию интерьеров в Зимнем дворце, строительством ряда особняков в Санкт-Петербурге. Особую славу и бессмертие принесла ему работа по созданию монументальных архитектурных памятников в Санкт-Петербурге - Исаакиевского собора (1818-1858 гг.) и Александровской колонны (1829-1834 гг.), воздвигнутой на Дворцовой площади в память героизма русского народа в Отечественной войне 1812 г. Исаакиевский собор в Петербурге считается последним крупным памятником эпохи русского классицизма. День рождения царя Петра I совпадал с днем памяти легендарного святого Исаакия Далматского, поэтому храм, посвященный фактически царю-реформатору, получил название Исаакиевский. Здание собора - одно из величайших в России и в Европе. Его высота 101,5 м, площадь превышает 1 га, диаметр главного купола более 15 м. Купол покрыт золочеными листами. На позолоту во время строительства пошло более 100 кг золота. Вокруг барабана купола были установлены 24 колонны высотой более 13 м. и весом более 60 т. каждая. Все колонны собора вытесаны из монолитов, которые привозили на парусных судах с берегов Финского залива. Фасады храма украшены портиками из коринфских колонн. Вес каждой из них более 100 т, высота - 17 м, диаметр - 1,8 м. Площадь интерьера - 400 кв. м. Для оформления его использовали различные виды мрамора, малахит, лазурит, порфир, другие ценные минералы, золоченую бронзу, лепнину. Собор украшают более 350 статуй и рельефов, созданных скульпторами И. Витали, П. Клодтом, Ф. Лемером, А. Логановским, Н. Пименовым. Более 150 живописных произведений для храма нарисовали художники К. Брюллов, Ф. Бруни, П. Басин и др. Интересна сцена битвы Александра Невского со шведами в северном приделе (П. Басин). Мозаичные полотна из смальты изготовили мастера В. Колосов и И. Пелевин. Уникальными произведениями искусства являются и внутренние двери портиков. Они выполнены из дуба и обиты бронзой. Каждая дверь (весом более 20 т) украшена 55 скульптурными работами И. Витали. В 1931 г. здание превращено в музей-памятник "Исаакиевский собор" (Антирелигиозный музей). Здесь можно было познакомиться с историей строительства собора, его архитектурой, скульптурой, живописью. В период блокады фашисты сильно повредили декоративное оформление собора. И после войны здесь велись большие реставрационные работы. В 1992 г. начаты нерегулярные, с 2002 г. регулярные богослужения. Творчество Монферрана знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму. Выполнил также дом Лобанова-Ростовского (1817-1820 гг.), отделка Фельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827 - нач. 1830-х гг.), построил деревянный вокзал и ряд увеселительных деревянных построек в Екатерингофе, главным образом, в ложномавританском и ложноготическом стилях; поднял Царь-Колокол в Москве; к концу жизни от ложноклассицизма решительно перешел к ложноренессансу и ложному барокко в домах, и в проекте памятника императора Николая I, оконченном Ефремовым. Умер Монферран в Петербурге.