БАРМА. Покровский собор. Москва. 1555-1560 гг. Россия.
БАРМА.
(Barma., ) русский зодчий ХVI в., создавший в 1555-1560 гг. совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного, или Покровский собор "что на рву", на Красной площади в Москве. Древняя летопись гласит: "...царь и великий князь Иван Васильевич ... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Активные действия русских войск 1 октября 1552 г., в день церковного праздника Покрова, привели к падению Казани, покорению ее Москве. Увековечивает эту победу памятник - Покровский собор, сооруженный гениальными русскими зодчими Бармой и Постником. Барма и Постник возвели на месте семи деревянных церквей, окружавших главный придел этого храма, восемь каменных. Архитектурные формы этого замечательного памятника нашего национального искусства - русского происхождения. Новейшие исследования архитектуры Василия Блаженного обнаружили высокое мастерство его строителей. Пройдя, несомненно, школу у одного из крупных итальянских мастеров, работавших в Москве в начале XVI в., на что определенно указывают древние архитектурные детали, закрытые было позднейшими наслоениями, Барма сумел сочетать итальянскую выучку и итальянские формы с идеалами и приемами древнерусского зодчества. По словам летописи, это был "русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный". Известна легенда о том, что Иван Грозный ослепил Барму и Постника - строителей московского храма Василия Блаженного. Доказано, что эта история - легенда позднего времени. Некоторые исследователи считают, что Барма и Постник - одно и тоже лицо (Постник Барма). Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры на Руси. Его восемь башен, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают девятую, центральную башню, завершенную высоким пирамидальным шатром. Впечатление воздушности и легкости достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих собор деталей - карнизов, нишек, кокошников, обрамления граней башен и окон. До конца XVI в. 65-метровый собор был самым высоким зданием в Москве. Силуэт Покровского собора узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции и неповторимого покрытия глав. Уже XVII в. облик собора сильно изменился - внешнюю обходную галерею перекрыли сводами, над лестницами появились крыльца, построили колокольню. В XVIII-XIX вв. внешний архитектурный облик памятника и его интерьеры оформлялись согласно эстетике своего времени. В 1920-е гг. развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации включавшие архитектурные и живописные работы. Покровский собор с 1929 г. является филиалом Государственного Исторического музея. Экспозиция музея дает представление о соборе, как об историческом, архитектурном и художественном памятнике XVI в. Разделы экспозиции знакомят с историей памятника, с образцами холодного и огнестрельного оружия, оборонительными доспехами русских воинов XVI-XVII в. С 1990 г. используется одновременно как музей и как храм, в котором Русской Православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы.