| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.


АБДУЛ-ДЖАББАР. (Abdul-Dzhabbar., )
АДЖЕМИ, сын Абубекра. (Adzhemi, son Abubekra., )
АЗАМ, Космас Дамиан. (Asam, Cosmas Damian., 1686-1739)
АЙ ВЭЙВЭЙ. (Ai Weiwei., 1957-)
АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛИ-ИБН-МУХАММЕД из Серахса. (Ali-ibn-Muhammed from Serahsa., )
АЛИ-ШАХ. (Ali-Shah Tebrizi., )
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
АМАНАТ, Хоссейн. (Amanat, Hossein., 1942-)
АНФИМИЙ из Тралл. (Anfimy from Trall., ?-534)
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАЙАРЖЕ, Франсуа. (Baillairge, Francois., 1759-1830)
БАРМА. (Barma., )
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БЁРНХЕМ, Дэниел. (Burnham, Daniel., 1846-1912)
БИНДЕНШУ, Рупертс. (Bindenschu, Ruperts., 1645-1698)
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
БЭРРИ, Чарлз. (Barry, Charles., 1795-1860)
ВАГНЕР, Отто (Wagner, Otto, 1841-1918)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВАН АЛЕН, Уильям. (Van Allen, William., 1883-1954)
ВАНМОЛИВАН. (Van Molyvann., 1926-)
ВОРОБЬЕВ, Олег. (Vorobyov, Oleg., 1947-)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГЛАУБИЦ, Иоганн. (Glaubitz, Johann., 1700-1767)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ГРИНУЭЙ, Фрэнсис (Greenway, Francis, 1777-1837)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ГЭНДОН, Джеймс. (Gandon, James., 1742-1823)
ДАРЛИНГ, Фрэнк. (Darling, Frank., 1850-1923)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖЕФФЕРСОН, Томас. (Jefferson, Thomas., 1743-1826)
ДЖОНС, Иниго. (Jones, Inigo., 1573-1652)
ДЖОНСОН, Филип. (Johnson, Philip., 1906-2005)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДОННЕР, Георг. (Donner, George., 1693-1741)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЖАНДАУЛЕТОВ, Дутбай. (Zhandauletov, Dutbaj., )
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАБОРСКИЙ, Георгий. (Zaborsky, Georgy., 1909-1999)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИКТИН. (Iktinos., )
ИМХОТЕП. (Imhotep., )
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
ИСИДОР из Милета. (Isidor from Miletus., )
ИСОДЗАКИ, Арата. (Isozaki, Arata., 1931-)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КАЛЛИКРАТ. (Kallikrates., )
КАПУР, Аниш. (Kapoor, Anish., 1954-)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
КИСЁ КУРОКАВА. (Kisho Kurokawa., 1934-2007)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КОРОЛЬ, Владимир. (Korol, Vladimir., 1912-1980)
КРАМАРЕНКО, Виктор. (Kramarenko, Victor., 1945-)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
ЛАНФАН, Пьер. (LEnfant, Pierre Charles., 1754-1825)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕВИН, Леонид. (Levin, Leonid., 1936-2014)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАНУЭЛ. (Manuel., )
МАРКАРЯН, Оганес. (Markarjan, Oganes., 1901-1963)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МЕРОН, Пьер де. (Meuron, Pierre de., 1950-)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
МУХАММЕД ибн-Атсыз ас-Серахси. (Mohammed ibn-Atsyz as-Serahsi., )
НИМАТУЛЛА, сын Бавваба. (Nimatulla, son Bawwab., )
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
ОСМОЛОВСКИЙ, Михаил. (Osmolovsky, Mikhail., 1904-1977)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПАРЛЕРЖ, Петер. (Parler, Peter., 1330-1399)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПАССЕР, Арент. (Passer, Arent., ?-1637)
ПЕППЕЛЬМАН, Даниэль. (Poppelmann, Daniel., 1662-1736)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИРСОН, Джон. (Pearson, John A., 1867-1940)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
ПЭЙ, Йох Минг. (Pei, Ieoh Ming., 1917-)
ПЭКСТОН, Джозеф. (Packston, Josef., 1801-1865)
РАЙТ, Том. (Wright, Tom., 1957-)
РАЙТ, Франк. (Wright, Frank Lloyd., 1867-1959)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИВЕРА, Диего. (Rivera, Diego., 1886-1957)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РИЧАРДСОН, Генри. (Richardson, Henry Hobson., 1838-1886)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СААРИНЕН, Элиель. (Saarinen, Eliel., 1873-1950)
СААРИНЕН, Эро. (Saarinen, Eero., 1910-1961)
СЕЙХУН, Хушенг. (Sejhun, Husheng., 1920-)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СИНАН, Мимар. (Sinan, Mimar., 1489-1588)
СКОПАС. (Skopas., )
СМИТ, Эдриан. (Smith, Adrian., 1944-)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
СУГИМОТО, Хироши. (Sugimoto, Hiroshi., 1948-)
СЧАСТНАЯ, Нинель. (Schastnaja, Ninel., 1933-2013)
ТАБЕТ, Антуан. (Tabet, Antuan., 1907-1964)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТОНЕВ, Любен. (Tonev, Ljuben., 1908-2001)
ТРДАТ. (Trdat., )
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
УТЗОН, Йорн (Utzon, Jorn, 1918-2008)
ФИДИЙ. (Pheidias., )
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ФОСТЕР, Норман. (Foster, Norman Robert., 1935-)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ХЕРЦОГ, Жак. (Herzog, Jacques., 1950-)
ХУНДЕРТВАССЕР, Фриденсрайх. (Hunderwasser, Fridensraih., 1928-2000)
ЧЕЙМБЕРС, Уильям. (Chambers, William., 1726-1796)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШПЕЕР, Альберт. (Speer, Albert., 1905-1981)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
ЯМАСАКИ, Минору. (Yamasaki, Minoru., 1912-1986)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Монны Лизы (т. н. "Джоконда"). 1503 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Монны Лизы (т. н. "Джоконда"). 1503 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Тайная вечеря. 460x880 см. 1498 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Тайная вечеря. 460x880 см. 1498 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1478-1482 гг.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1478-1482 гг.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Дама с горностаем. 1485 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Дама с горностаем. 1485 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека. 1487 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека. 1487 г.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

(Leonardo da Vinci., 1452-1519) великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-1472 гг.). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470 г., "Благовещение", ок. 1474 г., - т. н. Мадонна Бенуа, ок. 1478 г.) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (148 -1482 гг., не закончена) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482 г.) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческе Сфорца - отца Лодовико Моро (глин. модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500 г.). В это же время Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" (1483-1494 гг., 2-й вариант - ок. 1497-1511 гг.), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Сан-та-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495 - 1497 гг.; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ в. реставрирована); её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты "идеального" храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру. Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502 гг., 1503-1506 гг., 1507; Мантуя и Венеция - 1500 г.; Милан - 1506 г.; 1507-1513 гг.; Рим - 1513-1516 гг.; Франция - 1517-1519 гг.). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506 гг., не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Монны Лизы (т. н. Джоконда; ок. 1503 г.) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произв. Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508 - 1512 гг.), алтарные образы "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-1507 гг.), завершающие поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и "Иоанн Креститель" (ок. 1513-1517 гг.), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", 1514-1516 гг.), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, которая нуждалась в титанах.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2020