ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
АБДУЛ-ДЖАББАР. (Abdul-Dzhabbar., )
АДЖЕМИ, сын Абубекра. (Adzhemi, son Abubekra., )
АЗАМ, Космас Дамиан. (Asam, Cosmas Damian., 1686-1739)
АЙ ВЭЙВЭЙ. (Ai Weiwei., 1957-)
АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛИ-ИБН-МУХАММЕД из Серахса. (Ali-ibn-Muhammed from Serahsa., )
АЛИ-ШАХ. (Ali-Shah Tebrizi., )
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
АМАНАТ, Хоссейн. (Amanat, Hossein., 1942-)
АНФИМИЙ из Тралл. (Anfimy from Trall., ?-534)
АРНЕБЕРГ, Арнстейн. (Arneberg, Arnstein., 1882-1961)
АРСУКИСДЗЕ. (Arsukisdze, ?-1029)
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАЙАРЖЕ, Франсуа. (Baillairge, Francois., 1759-1830)
БАКСТРЁМ, Свен. (Baсkstrom, Sven., 1903-1992)
БАРМА. (Barma., )
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БЁРНХЕМ, Дэниел. (Burnham, Daniel., 1846-1912)
БИНДЕНШУ, Рупертс. (Bindenschu, Ruperts., 1645-1698)
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
БЭРРИ, Чарлз. (Barry, Charles., 1795-1860)
ВАГНЕР, Отто (Wagner, Otto, 1841-1918)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВАН АЛЕН, Уильям. (Van Allen, William., 1883-1954)
ВАНМОЛИВАН. (Van Molyvann., 1926-)
ВИЛЬЯНУЭВА, Карлос. (Villanueva, Carlos Raul., 1900-1975)
ВОРОБЬЕВ, Олег. (Vorobyov, Oleg., 1947-2021)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАЛИА, Хосе. (Galia, Jose Miguel., 1919-2009)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГЛАУБИЦ, Иоганн. (Glaubitz, Johann., 1700-1767)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ГРИНУЭЙ, Фрэнсис (Greenway, Francis, 1777-1837)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ГЭНДОН, Джеймс. (Gandon, James., 1742-1823)
ДАРЛИНГ, Фрэнк. (Darling, Frank., 1850-1923)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖЕФФЕРСОН, Томас. (Jefferson, Thomas., 1743-1826)
ДЖОНС, Иниго. (Jones, Inigo., 1573-1652)
ДЖОНСОН, Филип. (Johnson, Philip., 1906-2005)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДОННЕР, Георг. (Donner, George., 1693-1741)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЖАНДАУЛЕТОВ, Дутбай. (Zhandauletov, Dutbaj., )
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАБОРСКИЙ, Георгий. (Zaborsky, Georgy., 1909-1999)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИКТИН. (Iktinos., )
ИМХОТЕП. (Imhotep., )
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
ИСИДОР из Милета. (Isidor from Miletus., )
ИСОДЗАКИ, Арата. (Isozaki, Arata., 1931-)
ЙЕНСЕН-КЛИНТ, Педер. (Jensen-Klint, Peder., 1853-1930)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КАЛЛИКРАТ. (Kallikrates., )
КАПУР, Аниш. (Kapoor, Anish., 1954-)
КАРАВАН, Дани. (Karavan, Dani., 1930-)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
КИСЁ КУРОКАВА. (Kisho Kurokawa., 1934-2007)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КОРОЛЬ, Владимир. (Korol, Vladimir., 1912-1980)
КРАМАРЕНКО, Виктор. (Kramarenko, Victor., 1945-)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
ЛАНФАН, Пьер. (LEnfant, Pierre Charles., 1754-1825)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕВИН, Леонид. (Levin, Leonid., 1936-2014)
ЛЕЖАВА, Георгий. (Lezhava, Georgy., 1903-1977)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАНУЭЛ. (Manuel., )
МАРКАРЯН, Оганес. (Markarjan, Oganes., 1901-1963)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МЕРОН, Пьер де. (Meuron, Pierre de., 1950-)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
МУХАММЕД ибн-Атсыз ас-Серахси. (Mohammed ibn-Atsyz as-Serahsi., )
НИМАТУЛЛА, сын Бавваба. (Nimatulla, son Bawwab., )
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
ОСМОЛОВСКИЙ, Михаил. (Osmolovsky, Mikhail., 1904-1977)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПАРЛЕРЖ, Петер. (Parler, Peter., 1330-1399)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПАССЕР, Арент. (Passer, Arent., ?-1637)
ПЕППЕЛЬМАН, Даниэль. (Poppelmann, Daniel., 1662-1736)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИРАНЕЗИ, Джованни. (Piranesi, Giovanni., 1720-1778)
ПИРСОН, Джон. (Pearson, John A., 1867-1940)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
ПЭЙ, Йох Минг. (Pei, Ieoh Ming., 1917-)
ПЭКСТОН, Джозеф. (Packston, Josef., 1801-1865)
РАЙТ, Том. (Wright, Tom., 1957-)
РАЙТ, Франк. (Wright, Frank Lloyd., 1867-1959)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИВЕРА, Диего. (Rivera, Diego., 1886-1957)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РИЧАРДСОН, Генри. (Richardson, Henry Hobson., 1838-1886)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СААРИНЕН, Элиель. (Saarinen, Eliel., 1873-1950)
СААРИНЕН, Эро. (Saarinen, Eero., 1910-1961)
СЕЙХУН, Хушенг. (Sejhun, Husheng., 1920-)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СИНАН, Мимар. (Sinan, Mimar., 1489-1588)
СКОПАС. (Skopas., )
СМИТ, Эдриан. (Smith, Adrian., 1944-)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
СОСТРАТ Книдский. (Sostratus of Cnidus., )
СУГИМОТО, Хироши. (Sugimoto, Hiroshi., 1948-)
СЧАСТНАЯ, Нинель. (Schastnaja, Ninel., 1933-2013)
ТАБЕТ, Антуан. (Tabet, Antuan., 1907-1964)
ТЕССИН, Никодемус Младший. (Tessin, Nicodemus the Younger., 1654-1728)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТОНЕВ, Любен. (Tonev, Ljuben., 1908-2001)
ТРДАТ. (Trdat., )
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
УТЗОН, Йорн (Utzon, Jorn, 1918-2008)
ФИДИЙ. (Pheidias., )
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ФОСТЕР, Норман. (Foster, Norman Robert., 1935-)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ХЕРЦОГ, Жак. (Herzog, Jacques., 1950-)
ХУНДЕРТВАССЕР, Фриденсрайх. (Hunderwasser, Fridensraih., 1928-2000)
ЧЕЙМБЕРС, Уильям. (Chambers, William., 1726-1796)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ШЕЛЛЬ, Жан. (Chelles, Jean de., 1200-1265)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШИХАБАДДИН, Ахмет. (Shikhabaddin, Akhmet., )
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШПЕЕР, Альберт. (Speer, Albert., 1905-1981)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
ЭЛЬДЕМ, Седат. (Eldem, Sedad Hakki., 1908-1988)
ЯМАСАКИ, Минору. (Yamasaki, Minoru., 1912-1986)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Монны Лизы (т. н. "Джоконда"). 1503 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Тайная вечеря. 460x880 см. 1498 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1478-1482 гг.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Дама с горностаем. 1485 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека. 1487 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
(Leonardo da Vinci., 1452-1519) великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-1472 гг.). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470 г., "Благовещение", ок. 1474 г., - т. н. Мадонна Бенуа, ок. 1478 г.) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (148 -1482 гг., не закончена) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482 г.) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческе Сфорца - отца Лодовико Моро (глин. модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500 г.). В это же время Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" (1483-1494 гг., 2-й вариант - ок. 1497-1511 гг.), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Сан-та-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495 - 1497 гг.; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ в. реставрирована); её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты "идеального" храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру. Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502 гг., 1503-1506 гг., 1507; Мантуя и Венеция - 1500 г.; Милан - 1506 г.; 1507-1513 гг.; Рим - 1513-1516 гг.; Франция - 1517-1519 гг.). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506 гг., не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Монны Лизы (т. н. Джоконда; ок. 1503 г.) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произв. Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508 - 1512 гг.), алтарные образы "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-1507 гг.), завершающие поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и "Иоанн Креститель" (ок. 1513-1517 гг.), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", 1514-1516 гг.), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, которая нуждалась в титанах. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|