РЕНУАР, Oгюст РЕНУАР, Oгюст. Девушка с веером. 1881 г. РЕНУАР, Oгюст. Ложа. 1874 г. РЕНУАР, Oгюст. Портрет Жанны Самари. 1877 г. РЕНУАР, Oгюст. Завтрак гребцов. 1880-1881 гг. РЕНУАР, Oгюст. На берегу моря. 1883 г. РЕНУАР, Oгюст. Большие купальщицы. 1887 г.
РЕНУАР, Oгюст.
(Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919) французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 гг. Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств (в мастерской Ш. Глейра), где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму - К. Моне, Ф. Базилем и А. Сислеем. Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонара. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. Проходит службу в армии во время франко-прусской войны (1871 г.). В ранних работах Ренуара сказывается влияние Г. Курбе и произведений Э. Мане ("Харчевня матушки Антони", 1866 г.). На рубеже 1860-1870 гг. Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду. Ренуар вместе с Моне совершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый "Лягушатник" ("Лягушатник", 1868-1869 гг.; "Купание на Сене", 1869 г.). Его палитра светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами. Для картин 1870 гг. характерен интерес Ренуара к выразительной, как бы случайно подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному приему срезывания рамой персонажей картины. Полотна Ренуара созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов ("Ложа", 1874 г.; "Конец завтрака", 1879 г.; "Первый вечер в опере", 1880 г.). Атмосферой покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художника "Завтрак гребцов" (1881 г.), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника. Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия ("Мулен де ла Галет", 1876 г.). Особое место в его творчестве занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи ("После обеда", 1879 г.; "Зонтики", 1876 г. и др.). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876 г.). Замечательный колорист, он часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов ("Девушки в черном", 1883 г.). Портреты Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего ("Портрет К. Моне", 1872 г.; "Портрет К. Моне за чтением", 1872 г.; "Читающая женщина", 1875 г.; "В мастерской на улице Сен Жорж", 1876 г.). Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов Ренуара ("Девочка с лейкой"; "Портрет мадам Анрио", 1876 г.; "Обнаженная", 1876 г.; "На террасе", 1881 г.; "Молодая женщина", 1900 г.). Погрудный портрет актрисы Самари (1877 г.) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос, внимательно смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины. В определенной степени переходной можно назвать его картину "Девушка с веером" (ок. 1881 г.), написанную в более холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого "энгровского" периода творчества Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами. В самом начале 1880 гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 г. вместе со своей молодой женой А. Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров. Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма ("Большие купальщицы", 1884-1887 гг.). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты ("Купальщицы", 1895 г.) Ренуара. Скульптурные работы Ренуара близки к произведениям А. Майоля. В 1890 г. женится на А. Шариго, от которой у него уже есть сын. Впоследствии у них родятся еще два сына. В 1897 г. Ренуар ломает руку при падении с велосипеда, что становится причиной ревматизма, от которого художник страдал все последние годы жизни. Ренуар, переезжает на юг Франции в свою виллу "Колетт" в городке Кань-сюр-мер, близ Ниццы (1903 г.). с 1912 г. был прикован к инвалидной коляске. Художник скончался в возрасте 78 лет в Кань-сюр-Мер. Тематика его работ Ренуара различна: прелестные портреты детей и женщин, натюрморты с цветами, пейзажи. Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства ХХ в.