ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Встреча весны на Сатурне. 1932 г. ДРОЗДОВИЧ, Язеп ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Менск. Вид со Шпитально-Троицкого переулка. 1919 г. ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Погоня. 1927 г. ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Пейзаж под кольцами планеты Сатурн. 1931 г. ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Лунный город Тривеж. 1932-1933 гг. ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Лунный город Артополис. 1934-1935 гг. ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Лунная ночь. 1937 г. ДРОЗДОВИЧ, Язеп. Природа Луны. Осушенный цирк. Космовизия. 1947 г.
ДРОЗДОВИЧ, Язеп.
(Drozdovich, Jazep., 1888-1954) известный белорусский живописец, график, скульптор, этнограф, археолог и педагог. Родился на хуторе Пуньки Витебской обл. в бедной дворянской семье. Учился в Виленской художественной школе (1906-1910 гг.). Служил в армии, работал учителем рисования в гимназии в г. Минске и как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. Создал художественную студию при Виленской гимназии (1927 г.). Преподавал в Новогрудской белорусской гимназии (1927-1930 гг.). Жил в Вильне, Минске, Новогрудке. В 1920-е гг. была создана целая серия графических работ художника, посвященных исторических местам. В 1921 г. под воздействием Рижского мирного договора художник написал картины "Усяслаў Чарадзей у порубе кіеўскага князя" и "Пагоня Ярылы". Картина "Пагоня", которая своим концентрированным смыслом, символичностью напоминает эмблему и одновременно является как бы дешифровкой белорусского и литовского герба. Светлый всадник гонит прочь огромное чудовище, дракона, который еще бросает мрачную тень на обширную часть земли. Но там, где его уже нет, сияет город светлый под защитой креста на колоссальной стене. Работа свидетельствует, какой силы вера и надежда связывались с возрождением Беларуси. На первом плане картины – древние могилы, где похоронены те, кто отдал жизнь за существование и счастье родины. На каменном кресте надпись: "VIVAT ALBARUSSIA LIBERTA". Рядом с крестами останки одного из древних князей с обручем-короной. Под ними курится костер, как память прошлых свершений, как отзвук столетий. В картинах в символичных образах художник отразил актуальную идею борьбы за независимость и свободу Беларуси. Работы в области книжной графики: "Беларускi каляндар на 1910 г.", "Курганная кветка" К. Буйло (1914 г.), иллюстрации к своей повести "Гарадольская пушча", рисунки в журнал "Рунь", "Вольны сцяг" и др. В 1927-1930 гг. Дроздович по заказу Белорусского научного товарищества в Вильно создал 7 альбомов, в которых изобразил памятники зодчества Беларуси и Литвы: "Мир" (1927 г.), "Новогрудок и новогрудцы" (1928 г.), "Троки", "Крево", "Лида", "Медники", "Гальшаны" (1929 г.). К 30-летию со дня смерти Ф. Богушевича сделал зарисовки памятных мест поэта-демократа, выполнил его живописный портрет. Автор серии картин о жизни и просветительской деятельности Ф. Скорины ("Прощание с Полоцком", "Скорина в Виленской типографии 1525 г." и др.). В 1930-е гг. в творчестве художника доминировала космическая тематика ("Подкольцевой пейзаж на Сатурне", "Артаполис", "Встреча весны на Сатурне", "Аргентония" и др.). Страсть Дроздовича к познанию тайн звездного неба приводит его к созданию космологической теории о происхождении планет солнечной системы. В 1931 г. он издает популярную книгу по астрономии на белорусском языке "Небесные беги" и пишет графическую серию картин на космическую тему. В 1949 г. Дроздович пытался опубликовать свою монографию "Теория движения в космологическом значении", но не встретил понимания не в научном мире ни у своих современников. Работал Дроздович и в области скульптуры. В 1933 г. появилась целая серия его скульптурных портретов, выполненных из дерева, посвященных западнобелорусским деятелям: поэту М. Машаре, собирателю фольклора А. Гриневичу, журналисту Я. Почопке. Продолжительное время работал художник и в качестве оформителя, в 1920-е гг. в Вильно в "Беларускай драматычнай майстроўні", а в начале 1930-х гг. в Белостоке в местной окружной управе. Создавал настенные рисованные ковры, отличавшиеся оригинальным построением композиции (сюжетный рисунок в центре с растительным обрамлением). Дроздович внес значительный вклад в развитие белорусского изобразительного искусства. Его называли "белорусский Леонардо да Винчи". На могиле художника в д. Липляны (Глубокский р-н) поставлен памятник (скульптор А. Шатерник. 1982 г.), а позднее, поставлен памятник Дроздовичу в Минске, в Троицком предместье (скульптор И. Голубев, 1993 г.), в микрорайоне Лошица есть улица имени белорусского художника Дроздовича.