УОРХОЛ, Энди УОРХОЛ, Энди. Мэрилин. 1967 г. УОРХОЛ, Энди. Микки Маус. 1982 г. УОРХОЛ, Энди. Банан. УОРХОЛ, Энди. Coca Cola. 3 бутылки. УОРХОЛ, Энди. Банка с супом Кэмпбелл. 1968 г. УОРХОЛ, Энди. Мао 93. УОРХОЛ, Энди. Элвис Пресли. Триптих. УОРХОЛ, Энди. Женщина в красном.
УОРХОЛ, Энди.
(Warhol, Andy., 1928-1987) американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, издатель журналов, писатель, коллекционер, продюсер. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха художественного направления поп-арта, а он сам – воплощением ренессансной идеи "homo universale" в эпоху массовой культуры. Уорхол родился в Питтсбурге в семье словацких эмигрантов. С 1945 по 1949 гг. учился на художественном факультете (графический дизайн) Технологического института Карнеги, затем переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником – иллюстратором в разных журналах, оформлял витрины, делал открытки и плакаты. Успех принесли графические работы в области рекламы, особенно рисунки обуви для компании "И. Миллер". В 1960 г. он создал культовое произведение "Кока-кола". В 1960-1962 гг. появился ряд картин с изображением консервных банок с супом "Кэмпбелл". Вначале "портреты" банок супа исполнялись в технике живописи: "Банка с супом Кемпбелл", (1961 г.), а с 1962 г. – шелкографии - "Тридцать две банки супа Кемпбелл", "Сто банок супа Кемпбелл", "Двести банок супа Кемпбелл" (все 1962 г.). Новаторство Уорхола состояло в том, что он создал "бизнес-арт", где отвел себе роль не рабочего, а предпринимателя, приняв на себя руководство исполнителями. "Фабрика" была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих, здесь отвергались и ставились с ног на голову устои классического искусства, в частности была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Человек, которого Уорхол портретировал, приходил к нему в мастерскую, где фотоаппаратом "Полароид" художник делал серию моментальных снимков, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее, и методом шелкографии изображение переносилось на холст. Уорхол либо закрашивал поверхность холста до репродуцирования, или же писал масляными красками по уже репродуцированному изображению. Часто Уорхол создавал несколько вариантов одной картины. Художник считал, что на портрете все должны казаться "суперзвездами" ("До и после" из серии "Рекламные объявления", 1960 г.). К 1968 году Уорхол был уже признанным мастером поп-арта. Его выставки с успехом проходили по всему миру, в Америке не было художника популярнее - за одну из его картин на аукционе заплатили $60 тысяч. Это был рекорд: никто из его современников столько не получал. 3 июня 1968 г. психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в одном из фильмов Уорхола, серьезно ранила его выстрелом из пистолета. Страх смерти побудил Уорхола создать множество работ на тему случайной насильственной смерти. Электрические стулья, расовые беспорядки, самоубийства, ужасные автомобильные аварии, похороны, атомные бомбы, траур Жаклин Кеннеди, посмертные портреты Мерилин Монро и больной Тейлор с удивительной достоверностью передают боязнь увечья и смерти, которые Уорхол постоянно испытывал. Иллюстрация - работа "Катастрофа с тунцом" (1963 г.). В 1979 г. Уорхол расписал гоночный автомобиль. Согласно его воззрениям на живопись, автомобиль мог стать движущимся произведением искусства, вся красота которого могла проявиться в динамике. В 1963-1968 гг. Уорхол создал несколько сотен фильмов, в т.ч. 472 четырехминутные черно-белые портретные кинопробы, десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом. В середине 1960-х Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по продолжительности напоминающим обычное кино. Его уникальные опыты по созданию "киноперфоманса" бросали вызов ожиданиям зрителя, раздвигали пределы зрительского внимания. Он впервые применил технику "расколотого экрана", когда на экран одновременно проецируются две кинопленки, причем каждая имеет собственную звуковую дорожку и при показе звук смешивается. Впоследствии двойной экран стал очень важной формой его кинотворчества, как например, в коммерчески успешном фильме Девушки из Челси, (1966-1967 гг.), где черно-белое изображение на одном экране соседствовало с цветным на другом и присутствовало множество резких чередований крупного и общего планов. В 1980 г. Уорхол разработал проект нового кабельного телевизионного канала (Andy Warhol`s TV) и стал его директором. Уорхол умер в Нью-Йорке в 1987 г. Он был похоронен в Питтсбурге, свое состояние, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям. Имя Уорхола практически стало синонимом поп-арта. В 1989 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке посвятил ему полномасштабную ретроспективную выставку. В 1994 г. открылся Музей Уорхола в Питтсбурге, коллекция которого насчитывает 4258 единиц хранения, в т.ч. 800 живописных работ, созданных в период с 1940-х до 1987 гг., ряд шелкографий, графических работ, фотографий и скульптур, кино- и видеоработ.