МУХИНА, Вера МУХИНА, Вера. Рабочий и колхозница. Нержавеющая сталь. 1935-1937 гг. Россия.
МУХИНА, Вера.
(Mukhina, Vera., 1889-1953) русский (советский) скульптор, народный художник СССР (1943 г.), действительный член АХ СССР (1947 г.), была признана выдающимся мастером искусства XX в., чье творчество во многом определило облик советского искусства. Мухина родилась в Риге в купеческой семье. В Феодосии - прошли детские и юношеские годы - с 1892 по 1904 гг. Училась в Москве (1909-1912 гг.) у К. Юона и И. Машкова, а также в Париже (1912-14) у Э. Бурделя. С началом первой мировой войны вернулась в Россию и работала сестрой милосердия в лазаретах до 1918 г. С 1909 г. жила в Москве. Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926-1927 гг.) и Вхутеине (1926-1930 гг). Уже в ранних произведениях Мухина, отмеченных некоторым влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм. После Октябрьской революции 1917 г. Мухина участвовала в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (проект памятника Н. Новикову, глина, 1918 г., не сохранился). В 1920-е гг. Мухина создала проекты памятников - романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (памятник В. Загорскому, 1921 г., "Пламя революции", 1922-1923 гг., оба - гипс), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают мощь внутренней жизни натуры ("Ветер", 1926-1927 гг., "Крестьянка", 1927 г., обе - бронза). В 1930-е гг. Мухина переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь к портрету, Мухина иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели ("С. А. Котляревский", бронза, 1929 г.), но чаще типизирует их, создавая обобщённый образ современника ("С. Замков", мрамор, 1935 г.), однако неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому. С 1930-х гг. Мухина всё чаще занимается проблемами синтеза искусств. Главный результат этих поисков - 24-метровая группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже (установлена перед северным входом ВДНХ в Москве, ныне на реставрации; нержавеющая сталь, 1935-1937 гг.; Государственная премия СССР, 1941). Диагональная композиция группы отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (архитектор Б. М. Иофан); пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая декоративная звучность и зрительная лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали не только этапным произведением социалистического реализма, но и всемирно известным символом нового общества. С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм". Среди лучших работ Мухиной последующих лет - памятник М. Горькому, проникнутый революционно-романтическим духом раннего творчества писателя (бронза, гранит, 1938-1939 гг., установлен в 1952 г. в г. Горьком), а также декоративная группа "Хлеб", гармонически-плавные, "певучие" ритмы которой рождают представление о физической и духовной красоте людей труда (бронза, 1939 г.). В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Мухина работает преимущественно в области портрета: с суровой правдивостью передаёт облик советских воинов ("Б. Юсупов" и "И. Хижняк", оба - гипс, 1942, и бронза, 1947, Государственная премия СССР, 1943 г.), создаёт образы деятелей науки и культуры ("Хирург Н. Бурденко", гипс, 1943, и бронза, 1947 г.; "Академик А. Крылов", дерево, 1945 г.; Государственная премия СССР, 1946 г.), а также обобщённо-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе над ним ("Партизанка", гипс, 1942 г.; бронза, 1951 г.). В послевоенный период Мухина вновь обращается к монументальной скульптуре, практически воплощая исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (совместно с Н. Зеленской и З. Ивановой; бронза, гранит, 1951 г.; Государственная премия СССР, 1952 г.), работая над многофигурной композицией "Требуем мира!" (совместно с Н. Зеленской, З. Ивановой, С. Вазаковым, А. Сергеевым; гипс, 1950 г; Государственная премия СССР, 1951 г.) и памятником П. Чайковскому в Москве (совместно с Н. Зеленской и З. Ивановой; бронза, гранит, с 1945 г.; открыт в 1954 г.). Стремясь обогатить художественный язык советского искусства, Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Будучи мастером широкого профиля, Мухина оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора, театрально-декорационные работы, была одним из инициаторов движения за улучшение производства художественного стекла, работая в этой области в 1938-1953 гг. ("Женский торс", 1929-1952 гг.). Участвовала в оформлении станции Московского метро "Семеновская". Многие проекты Мухиной остались неосуществленными, в том числе памятник Я. Свердлову и В. Ленину, памятник челюскинцам. Имя Мухиной присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу (1953 г.). В г. Феодосии находится Музей скульптора В. Мухиной.