ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Меркурий со свирелью. 1818 г. ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Ганимед с Зевсом в образе орла. 1817 г. ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Амур и три грации. 1817-1819 гг. ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Александр I. 1820 г. ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Надгробие папы Пия VII в соборе Св. Петра в Риме. 1824-1825 гг. ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Памятник Н. Копернику в Варшаве. 1822-1830 гг. ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Христос. Церковь Богоматери в Копенгагене. 1821-1839 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель.
(Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844) известный датский скульптор, рисовальщик, крупнейший представитель классицизма XIX в., один из вождей академического направления. Родился в Копенгагене, Дания, сын исландского резчика по дереву, обосновавшегося в Дании. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1781-1793 гг.) у К. Стэнли, Й. Видевельта, Н. Абильгора. За статую Ясона (1802-1803 г.) Торвальдсена похвалил сам А. Канова (1757-1822), и впоследствии датский ваятель стал восприниматься публикой как наследник великого венецианца. Трудно назвать в XIX в. художника, который бы получил столь всеобщее признание, как Торвальдсен. Заказы сыпались к нему изо всех стран Европы. Его посещение Копенгагена в 1819 г. вылилось в подлинную триумфальную процессию: с восторгом встречали его и в Вене, и в Берлине, и в Варшаве. Многие из его учеников, например, Борис Орловский (1796-1837) и Давид Йенсен (1816-1902) жили и работали в Санкт-Петербурге. В 1797-1838 гг. жил в Неаполе и Риме, где изучал античную скульптуру и произведения Рафаэля. Президент римской Академии св. Луки (с 1825 г.) и Академии художеств в Копенгагене (с 1833 г.). Создал около 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов. Работал главным образом в мраморе. Почти все его лучшие вещи - на античные сюжеты. Современникам казалось, что именно он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима. Тяготел к идеализации и холодной отвлечённости художественного строя, характерным для академического направления в европейском искусстве XIX в. Работы Торвальдсена отличаются виртуозным мастерством обработки мрамора, строгой гармонией композиций, статичностью и сдержанностью образов. Идеализированные портретные бюсты скульптора пользовались спросом по всей Европе. Он увековечил в мраморе не только монархов (например, Александра I), но и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Помимо портретной и мифологической скульптуры, Торвальдсен довольно много разрабатывал библейские и христианские темы. Правда, уже при жизни автора его религиозные работы обвиняли в холодности и бездушности. Начиная со второй половины XIX в. он, подобно многим другим художникам, стал подвергаться нападкам со стороны искусствоведческих кругов вследствие общей реакции на классицизм. Его произведения называли напыщенными, лишёнными подлинного чувства, его мрамор сравнивали с глыбами льда. В Дании и в Исландии отношение к Торвальдсену без изменений сохранилось до наших дней. За годы пребывания в Риме он собрал богатую коллекцию антиков, особенно увлекался геммами и изделиями из бронзы, но покупал также и скульптуру. В его собрании было немало и живописных произведений художников-назарейцев (немецких и австрийских художников-романтиков XIX в., пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса). На склоне лет, в 1838 г., Торвальдсен принял решение вернуться из Италии в Данию, и известие об этом было отмечено там как веха национальной истории. В следующем году началось строительство музея Торвальдсена в Копенгагене, которому было суждено стать и его мавзолеем. Официальное открытие музея состоялось через 4 года после смерти ваятеля. Произведения: "Ясон" (1802-1803 г.), бюст Элизы Шубарт (1804 г.), "Геба" (1806 г.), "Амур и Психея" (1807 г.), "Адонис" (1808 г.), бюст Иды Брун (1810 г.), "Ганимед с Зевсом в образе орла" (1817 г.), бюст Томаса Хоупа (1817), "Пастушок" (1817 г.), "Меркурий со свирелью" (1818 г.), бюст Вильгельмины Бирон (1818 г.), надгробие баронессы Шодуар (1818 г.), "Раненый лев" (1819 г., Люцерна), "Амур и три грации" (1817-1819 гг.), бюст Александра I (1820 г.), надгробие Ф. Бетмана-Гольвега (1814 г.), портретная статуя Е. Остерман-Толстой (1815-1819 гг.), рельеф "Изгнание Элиодора" (1791 г.), грандиозный рельеф (длина 30 м) "Поход Александра Македонского" (1812 г., вилла Карлотта, у озера Комо), медальоны "Ночь" и "День" (1814-1815 гг.), конная статуя И. Понятовского (бронза, 1820-1829 гг., Варшава), "Христос" (церковь Богоматери в Копенгагене, высота 345 см, копии существуют по всему миру, 1821-1839 гг.), памятник Н. Копернику (бронза, 1830 г., Варшава), надгробие папы Пия VII (1824-1831 гг., собор св. Петра в Риме), памятник Ф. Шиллеру (броза, 1835-1839 гг., Штутгарт), автопортрет (1839 г.), "Гименей и Амур" (1840 г.), "Прощание с Нюсе" (1841 г.) и др. Умер скульптор в возрасте 73 лет, в Копенгагене. Большинство произведений собрано в посвященном ему музее в Копенгагене.