ТОЛСТОЙ, Федор ТОЛСТОЙ, Федор. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820 г. ТОЛСТОЙ, Федор. Народное ополчение 1812 г. Медальон. 1816 г. ТОЛСТОЙ, Федор. Ветка малины, бабочка и муравей. 1818 г. ТОЛСТОЙ, Федор. Семейный портрет. 1830 г. ТОЛСТОЙ, Федор. Душенька, преступно открывающая своего мужа. 1839 г.
ТОЛСТОЙ, Федор.
(Tolstoy, Fyodor., 1783-1873) русский медальер, скульптор, рисовальщик и живописец. Представитель классицизма. Родился в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора графа П. Толстого, крупного сановника, в те годы начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Окончив Морской корпус со званием мичмана (1802 г.), в том же году поступил в Академию художеств в качестве "вольноприходящего". В 1804 г. окончательно оставил военную карьеру, тем самым нарушив традицию и став аристократом-художником. Учился у скульптора И. Прокофьева, пользовался также советами О. Кипренского. Жил в Петербурге. Примыкал к движению декабристов, был членом Союза благоденствия и председателем его Коренного совета, однако отошел от движения до восстания (1824 г.), поэтому следственное дело о нем было прекращено. В 1826 г. написал для Николая I трактаты "О нравственном состоянии войск российских" и "О состоянии Российской империи" в отношении внутреннего ее устройства, предложив в них целый ряд законодательных, социальных и налоговых реформ. Художник принимал самое активное участие в освобождении Т. Шевченко, добиваясь его амнистии. Выдвинулся как мастер рельефов из воска, портретных или на темы античности (композиции по "Одиссее" Гомера, 1810 г.). В 1809-1828 гг. работал в Монетном департаменте в качестве медальера. Прославился изящными медальонами в память Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. с различными их эпизодами в виде отдельных групп воинов в античных одеждах. На основе восковых моделей (всего - 21 штука; 1814-1836 гг.) и медных форм изготовлялись декоративные барельефы из гипса. Позднее создал аналогичного рода медальоны на темы русско-персидской (1826-1828 гг.) и русско-турецкой (1828-1829 гг.) войн. Успешно работал также в круглой ("Морфей", 1822 г., 1852) и монументальной скульптуре (рельефы дверей храма Христа Спасителя в Москве, 1846-1851 гг.; погибли при уничтожении храма в 1931 г.). Классицистические формы обычно принимали у Толстого вид романтической мечты: возвышенно-политической, философской либо лирически-интимной. Тонкий лиризм свойствен его контурным (без теней и штриховки) перовым рисункам к поэме И. Богдановича "Душенька" (на тему мифа о Психее; 1820-1833 гг.; все 67 композиций были повторены им в резцовых гравюрах). Проникновенно поэтичны автопортреты художника с семьей - горельефный (1812 г.) и живописно-интерьерный ("Семейный портрет", 1830 г.). Написал целый ряд иллюзионистических натюрмортов ("Букет цветов, бабочка и птичка", 1820 г. и др.) и немало живых жанровых сценок. Активно обращался к самым различным сферам творчества: вырезал силуэты, изобретал новые красочные и клеевые составы, сочинил балеты "Эолова флейта" (1838 г.) и "Эхо" (1842 г.), в рисунках наметив их сценографию. С 1825 г. преподавал в Академии художеств, был ее вице-президентом (1828-1859 гг.) и товарищем (заместителем) президента (1859-1868 гг.), профессор медальерного искусства и скульптуры. Почетный член Флорентийской Академии художеств. В 1845-1846 гг. Толстой впервые побывал в Риме, а в 1861-1862 гг. совершил путешествие в Италию вторично. Произведения: "Купающиеся дети" (1808-1809 гг.), "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон" (1809 г.), "Ягоды красной и белой смородины" (1818 г.), "Клубника" (1818 г.), "Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой" (1837 г.), "Бюст Николая I" (1839 г.), "Портрет М. Аврориной" (1845 г.), "Голова Христа" (1848 г.), "Вид в саду дачи Марковиль в Финляндии" (1855 г.), "Цветы, фрукты, птица", "Портрет А. Дудиной", "Мальчик под покрывалом", "За шитьём. В комнатах" и др. Был женат дважды, имел несколько дочерей. В поздние годы потерял зрение. Умер Толстой в Санкт-Петербурге. Оставил автобиографические "Записки графа Ф. Толстого", частично опубликованные в "Русской старине" (т. 7, 1873 г.). В истории русского искусства Толстой занимает одно из самых видных мест не только как талантливый и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества. Своим долговременным пребыванием на посту вице-президента академии он много способствовал развитию молодых художников. Один из интереснейших и своеобразных художников первой пол. XIX в., Толстой создал огромное количество настоящих шедевров, относящихся к классике мировой скульптуры и живописи. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, музеях Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Твери и др.