АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БОРОВИКОВСКИЙ, Владимир. (Borovikovsky, Vladimir., 1757-1825)
БОРОДАЙ, Василий. (Boroday, Vasiliy., 1917-2010)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
ВАСИЛЬКОВСКИЙ, Сергей. (Vasilkovsky, Sergey., 1854-1917)
ГЛУЩЕНКО, Николай. (Glushchenko, Nikolay., 1901-1977)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ДЕЛОНЕ, Соня. (Delaunay, Sonia., 1885-1979)
ДЕРЕГУС, Михаил. (Deregus, Mikhail., 1904-1998)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЕФИМОВ, Борис. (Efimov, Boris., 1900-2008)
КАСИЯН, Василий. (Kasijan, Vasiliy., 1896-1976)
КРЫЖАНОВСКИЙ, Виктор. (Kryzhanovsky, Victor., 1950-)
КРЫЖИЦКИЙ, Константин. (Kryzhitsky, Konstantin., 1858-1911)
КУИНДЖИ, Архип. (Kuinji, Arkhip., 1841-1910)
МАРЧУК, Иван. (Marchuk, Ivan., 1936-)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МИХАЙЛОВ, Борис. (Mikhailov, Boris., 1938-)
НАРБУТ, Георгий. (Narbut, Georgy., 1886-1920)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Владимир. (Orlovsky, Vladimir., 1842-1914)
ПЕЧЕРСКИЙ, Алипий. (Pecherskiy, Alipiy., 1065-1114)
ПРИМАЧЕНКО, Мария. (Primachenko, Maria., 1909-1997)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РУТКОВИЧ, Иван. (Rutkovich, Ivan., )
САМОКИШ, Николай. (Samokish, Nikolay., 1860-1944)
СУДКОВСКИЙ, Руфин. (Sudkovsky, Rufin., 1850-1885)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТРУТОВСКИЙ, Константин. (Trutovsky, Konstantin., 1826-1893)
ТРУШ, Иван. (Trusz, Ivan., 1869-1941)
ХАЛДЕЙ, Евгений. (Khaldei, Yevgeny., 1917-1997)
ХУРАСАНИ, Акбар. (Khurasani, Akbar., 1961-)
ЦАГОЛОВ, Василий. (Tsagolov, Vasily., 1957-)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧИЧКАН, Илья. (Chichkan, Illya., 1967-)
ШЕВЧЕНКО, Тарас. (Shevchenko, Taras., 1814-1861)
ЭРДЕЛИ, Адальберт. (Erdeli, Adalbert., 1891-1955)
ЯБЛОНСКАЯ, Татьяна. (Yablonskaya, Tatiana., 1917-2005)
ЯКУТОВИЧ, Георгий. (Yakutovich, Georgy., 1930-2000)
|
ДЕЛОНЕ, Соня
ДЕЛОНЕ, Соня. Электрические призмы. 1913 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Рынок в Миньо. 1915 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Певцы фламенко. 1916 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Костюм Клеопатры для постановки "Русских сезонов" С. Дягилева. 1918 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Ритм. 1938 г.
ДЕЛОНЕ, Соня.
(Delaunay, Sonia., 1885-1979) французский живописец и дизайнер, сценограф, одна из основоположников абстрактного искусства. Родилась в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя, в большой еврейской семье. Рано потеряв родителей, была удочерена дядей, санкт-петербургским присяжным поверенным Г. Терком. Детство провела в Санкт-Петербурге (с 1890 г.), в 1903-1904 гг. обучалась рисованию и живописи в Академии художеств в Карлсруэ, Германия, у Л. Шмид-Ройтте. в 1905 г. поселилась в Париже, где обучалась в академии "Ла Палетт" у А. Озанфана, Д. де Сегонзака и др. Ранние живописные опыты отмечены влиянием П. Гогена и фовизма (натюрморты, интерьеры парижских кафе, портреты). С 1908 г. участвовала в выставках. В 1908 г. вышла замуж за немецкого искусствоведа, галериста и художественного критика Вильгельма Уде. В конце 1900-х - начале 1910-х гг. посещала литературно-художественный салон баронессы Эттинген, где познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени. В 1910 г. развелась с первым мужем и вышла замуж за французского художника Робера Делоне (1885-1941), вместе с которым приобрела мастерскую на ул. Де Гран Августин. В 1911 г., когда родился сын Шарль, она сделала ему в кроватку лоскутное одеяло. "Мне хотелось сделать ему одеяло из моего детства, такое, какие я видела в домах крестьян на моей родине. Когда оно было закончено, мне показалось, что оно выполнено по законам кубизма, и мы начали применять эту идею на других объектах и в картинах", - рассказывала Делоне. К началу 1910-х гг. относятся первые работы Делоне в области декоративно-прикладного искусства. Занималась книжной иллюстрацией; оформила поэму Сандрара "Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне французской". Под влиянием кубистов она уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета. Соня и Робер Делоне разработали совершенно новый абстрактный стиль в изобразительном искусстве - симультанизм (принцип одновременности; орфизм, как назвал его Г. Аполлинер). Живописным языком концентрических "солнечных кругов" этот стиль выражал динамику движения, тонкости цветовых созвучий. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых. В начале Первой Мировой войны переехала из Парижа в Мадрид. Некоторое время работала в Португалии. Познакомилась с И. Стравинским, С. Дягилевым, В. Нижинским. Для антрепризы Дягилева создала эскизы костюмов и декораций к балету "Клеопатра" на музыку А. Аренского (Мадрид, Барселона; 1918 г.). Оформила открытие казино в Мадриде (1919 г.). В 1916 г. экспонировала в Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные с использованием приемов кубизма и орфизма. Провела персональные выставки в Стокгольме (1916 г.), Бильбао (1919 г.), Берлине (1920 г.). В 1917 г. Делоне перестала получать деньги из России, и ей пришлось подумать о финансах. Благодаря Дягилеву, который познакомил чету Делоне со сливками мадридской элиты, им удалось открыть магазин одежды и оформления интерьера. Шали, сумки, зонты и мебель имели такой успех, что она вскоре смогла открыть два других магазина - в Барселоне и Бильбао. В 1920 г. возвратилась в Париж. В 1923 г. вместе с В. Бартом и Х. Грановским осуществила постановку пьесы Т. Тцара "Воздушное сердце". в 1924 г. на Елисейских полях вместе Ж. Хеймом она открыла "Симультанистский бутик". Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа - с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. Платья Делоне были не просто куском ткани, искусно раскроенным и пошитым портными, а картиной, настоящим произведением искусства. Модели шились из шерстяной ткани, тафты, тюля, байки, шелка. Таким образом, она воплотила свою мечту об "изменяющемся и движущемся произведении искусства". Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь "искусство". Делоне стала исключительно популярным иллюстратором моды и дизайнером текстиля, и в 1925 г. американский журнал "Vogue" вышел с рекламой "оптического платья" от Делоне на обложке. Участвовала в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925 г.). Она стала крупнейшим мастером ар-деко, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Ее успешное творчество прервал американский кризис 1929 г., сделавший немодным все связанное с расточительными "бешеными" 1920-ми годами. В 1931 г. Делоне пришлось закрыть свое ателье мод и тканей на бульваре Мальзерб. Но она пишет картины и композиции, в 1932 г. публикует статью "Художники и будущее моды", в которой предсказывает победу прет-а-порте. В 1931 г. участвовала в создании группировки "Абстракция-Творчество". За оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже была отмечена золотой медалью (1937 г.). В 1938 г. провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. В 1939 г. вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон "Новая реальность". И после смерти мужа в 1941 г. Делоне продолжала свою кипучую деятельность до самой кончины в 95-летнем возрасте. Выставляла свои работы в групповых выставках "Конкретное искусство" в галерее "Рене Друэн" (1945 г.), "Первые мастера абстрактного искусства" в галерее "Магт" (1949 г.) и др. Провела персональные выставки в парижских галереях "Бинг" (1954 г.), "П. Бере" (1964 г.), Музее современного искусства (1967-1968 гг.). Делоне - первая женщина-художник, имевшая персональную выставку в Лувре (1964 г.). В поздний период создала большой цикл абстрактных картин "Ритм и цвет", в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость. Работала в различных областях прикладного и оформительского искусства (моделирование одежды, эскизы для тканей и ковров, витражей и мозаик, обоев, дизайн интерьеров, проекты оформления автомобилей, роспись посуды и др.), став одним из создателей современной промышленной эстетики. Работала также над скульптурой, в технике акварели. Произведения: "Спящая девушка" (1907 г.), "Портрет Филомены" (1907 г.), "Симультанные цвета" (1913 г.), "Электрические призмы" (1913 г.), "Контрасты" (1913 г.), "Рынок в Миньо" (1915 г.), "Певцы фламенко" (1916 г.), "Клеопатра" (эскиз костюма к балету "Клеопатра", 1918 г.), "Ритм" (1945 г.), "Ритм цвета" (1952 г.), "Композиция. Ритм цвета" (1957 г.), "Игральные карты" (1964 г), "Йо-йо" (1969 г.) и др. В 93 года она издала автобиографию. Умерла в своей мастерской в Париже. Делоне прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь. Ежегодно о Делоне выходят книги, организуют выставки крупнейшие музеи мира. Она - культовая фигура для мира моды. Созданный ею дизайн одежды, обуви, сумок, тканей используется до сих пор. В 1985 г. в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художницы. Произведения Делоне находятся во многих мировых музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Париже, ГМИИ им. А. Пушкина и др. Работы художника очень высоко оцениваются любителями живописи и коллекционерами - в 2002 г. полотно Делоне "Рынок в Миньо" было продано за 4,5 млн. евро, более чем в пять раз выше каталожной оценки - картина была куплена русским коллекционером. |