БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
|
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. Дом с химерами. Киев. 1901-1903 гг.
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. Зрительный зал Национального академического драматического театра им. И.Франко. Киев. 1898 г.
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. Государственный музей украинского изобразительного искусства. Киев. 1897-1899 гг.
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. Караимская кенасса. Киев. 1900 г.
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. Костёл Святого Николая. Киев. 1899-1909 гг.
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав.
(Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930) известный украинский архитектор. Родился в польской шляхетской семье в имении своего деда Владислава в с. Шолудьки Подольской губернии (ныне Немировский р-н Винницкой обл.). Когда будущему архитектору исполнилось 13 лет, семья переехала в Одессу. Учился в Одесском реальном училище техничного профиля (1879-1885 гг.). По окончании училища Городецкий был награжден похвальной грамотой за отличные успехи в рисовании. В 1890 г. окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (получил звание классного художника 3 степени). В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет. Он был яркой личностью, разносторонне одаренным человеком. Городецкий был владельцем цементного завода "Фор" под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона. Занимал пост главного архитектора Киевского учебного округа. Работы Городецкого были выполнены в разных архитектурных стилях: готике, неоренессансе, модерне, конструктивизме. Его проектам была свойственна особая элегантность, изысканность, фантастичность. Постройки: Южнорусский машиностроительный завод, Киев (1890 г.); Городской музей древностей и искусств по проекту П. Бойцова, Киев (1897-1899 гг., центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своём роде); зрительный зал театра Соловцова, Киев (1898 г., оформленный в стиле рококо, по своему удобству этот театральный зал в нач. XX в. был признан одним из лучших в Европе); Костёл Святого Николая, Киев (1899-1909 гг., построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - "розой", с насыщенным лепным декором. После постройки к архитектору пришел ошеломляющий успех); Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев (1900 г.); Мебельная фабрика Кимаера, Киев; Доходный дом, Киев и др. Самой знаменитой постройкой Городецкого стал "Дом с химерами" - собственный доходный дом архитектора в стиле модерн, Киев (1901-1903 гг.), расположенный на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Сам хозяин поселился в одной квартире, а остальные шесть сдавал в аренду. В доме имелся ледник с холодильниками для жителей квартир, прачечная, винный погреб, дровяной склад, подъезд для карет и даже помещения для домашнего скота. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Это скульптуры диковинных животных: слонов, носорогов, львов, антилоп, жирафов и орлов. На крыше дома сидят гигантские жабы и морские божества с цепями вместо волос. Парадная лестница дома обрамлена с двух сторон сказочными птицами, которые держат в своих когтях белые мраморные ступени. Над всем этим возвышается скульптурная композиция, состоящая из двух гигантских рыбьих фигур, которых обвивают водоросли. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве. В 1912 г. архитектор вынужден был заложить принадлежащую ему недвижимость - "Дом с химерами". Выкупить здание ему так и не удалось. В настоящее время "Дом с химерами" выполняет роль Малой резиденции приемов Президента Украины. После триумфа "Дома с химерами" заказы посыпались на Городецкого со всех концов Украины. Другие работы: гимназии в Умани и Черкассах; больница в Мошнах; сахарный завод в Шпикове; мавзолей Потоцких в с. Печера; вилла в Евпатории; Тегеранский железнодорожный вокзал; дворец для шаха в Тегеране; гостиница в Тегеране. Городецкий любил эпатировать общественность. Был амбициозен и тщеславен. Помимо архитектуры он увлекается ювелирным делом, пишет акварели, создает гравюры, проектирует костюмы. Его называли "киевский Гауди". Он жил на широкую ногу: часто ездил в Европу и был прекрасно осведомлен обо всех новинках науки и техники; выстроил необыкновенный особняк; одним из первых в городе обзавелся автомобилем; поднимался в небо с первыми авиаторами; прогуливался по Крещатику с ручной обезьянкой, привезенной из далекой африканской страны... В 1895 г. он отправляется в охотничье турне по землям Ленкорани (соврем. Азербайджан), Закаспийского края (соврем. Туркмения), Туркестана, Афганистана и Западной Сибири. Это путешествие длится с перерывами 15 лет. В 1914 г. он издал книгу "Въ джунгляхъ Африки. Дневникъ охотника", украшенную своими же рисунками и фотографиями. Вслед за мировой войной последовали две революции, гражданская война. Власть в Киеве менялась много раз. Во время гражданской войны, в 1920 г., потеряв свою недвижимость и не имея в новых условиях никаких средств к существованию, включая и профессионально, 57-летний Городецкий эмигрировал в Польшу. В Варшаве работал архитектором в министерстве общественных работ. Самым значительным сооружением В. Городецкого на территории Польши стало здание казино в Отвоцке (1925 г.). Проектировал курорт, реставрировал старинный дворец князей Вишневецких в г. Вишневце на Тернопольщине. Открывает собственное архитектурное бюро и выполняет заказы. В 1928 г. американская компания "Генри Улен и К°", инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран (Персия). Профессор архитектуры. Был женат. Супругой Городецкого была дочь известного киевского предпринимателя Корнелия Марр, с которой у него было двое детей. Умер архитектор от внезапного сердечного приступа в Тегеране. В честь зодчего в Киеве названа ул. Архитектора Городецкого, ведущая от пл. Независимости к Дому с химерами, бывшая Николаевская, в советское время - К. Маркса. В 2004 г. в Киеве, в Пассаже, был установлен бронзовый памятник Городецкому (скульптор В. Щур). В 2013 г. Национальный банк Украины выпустил серебряные монеты номиналом 10 и 5 гривен, к 150-летию архитектора, с изображением его портрета и Дома с химерами. Городецкий внёс значительный вклад в формирование архитектурного образа Киева. О архитекторе изданы книги: Д. Малаков "Городецький. Виклик будівничого" (фотоальбом, 2008 г.), Д. Малаков "13 киiвських зустрічей з Городецьким", Д. Малаков Д. "Архітектор Городецький. Архівні розвідки". (2013 г.) и др. |