АКДИК, Шереф. (Akdik, Sheref., 1899-1972)
АНФИМИЙ из Тралл. (Anfimy from Trall., ?-534)
БЕРКЕЛЬ, Сабри. (Berkel, Sabri., 1907-1993)
БИНГЁЛЬ, Джемаль. (Bingol, Cemal., 1912-1993)
ГЕЗЕР, Хюсейн. (Gezer, Huseyin., 1920-2013)
ГЮЛЕР, Ара. (Guler, Ara., 1928-2018)
ГЮНЕШТЕКИН, Ахмет. (Gunestekin, Ahmet., 1966-)
ЗАИМ, Тургут. (Zaim, Turgut., 1906-1974)
ИЙЕМ, Нури. (Iyem, Nuri., 1915-2005)
ИСИДОР из Милета. (Isidor from Miletus., )
ЛИФИЖ, Хюсейн. (Lifij, Huseyin Avni., 1886-1927)
МЮРИДОГЛУ, Зюхтю. (Muridoglu, Zuhtu., 1906-1992)
НАКШИ, Ахмед. (Nakshi, Ahmed Mustafa., )
НИГЯРИ, Хайдар. (Nigari, Haydar Reis., 1494-1572)
РЫЗА, Али. (Ryza, Hoca Ali., 1858-1930)
СИНАН, Мимар. (Sinan, Mimar., 1489-1588)
ХАЛИЛЬ, Паша. (Halil, Pasha., 1857-1939)
ХАМДИ, Осман. (Hamdi Bey, Osman., 1842-1910)
ЧАЛЛЫ, Ибрахим. (Chally, Ibrahim., 1882-1960)
ШЕКЕР, Ахмет. (Sheker, Ahmet Pasha., 1841-1907)
ЭЛЬДЕМ, Седат. (Eldem, Sedad Hakki., 1908-1988)
|
ИСИДОР из Милета и Анфимий из Тралл. Храм Св. Софии в Константинополе (Стамбул). 532-537 гг. Турция.
ИСИДОР из Милета.
(Isidor from Miletus., ) византийский архитектор (упоминается в 534-537 гг.). Автор Храма Св. Софии в Константинополе (Стамбул; совместно с Анфимием из Тралл), 532-537 гг. Родился в Милете, устье реки Большой Мендерес в Турции. Храм Св. Софии в Стамбуле, Айя-София, выдающееся произведение византийской архитектуры, считается одним из 8 чудес света, это одно из самых великолепных творений человечества. Еще при императоре Константине в 326 г. была построена первая церковь, посвященная Софии Божьей Премудрости, олицетворявшей вторую ипостась Троицы, Иисуса Христа. Этот храм был призван стать наглядным символом Нового Завета и наступления новой эпохи в истории человечества. Первый построенный храм несколько раз разрушался и восстанавливался, пока император Юстиниан не вознамерился возвести здание, которое своим богатством и красотой превосходило бы все существовавшие ранее. Оно должно было затмить собой не только величие языческих святынь Рима, но и знаменитый Иерусалимских храм. Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета. Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников. По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в несметном количестве (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе и др.). Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы. Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной мудрости - святой Софии, построенный Константином. Представляет собой трёхнефную купольную базилику (длина 77 м). Возведённый на парусах купол (диаметр 31,4 м) объединён с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придаёт интерьеру Храма Св. Софии, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство. Софья была символом Византии и христианства, будучи одним из самых больших храмов в мире. Архитекторами были использованы новейшие технологии того времени, а благодаря особой расстановке окон, свет мистически отражается на внутренней части нефа, возникает ощущение что купол не покоится на прочнейших стенах храма, а просто парит над ними. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. Главный купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов. Цветной мрамор и мозаики, которые были заштукатурены турками, превратившими Храм Св. Софии после 1453 г. в мечеть (часть мозаик VI-XII вв. расчищена). Турки же дали храму новое название – Айя-София (лунная). Наружный облик Храм Св. Софии искажён туристскими пристройками XVI-XVIII вв. (минареты и др.). В 1934 г. по приказу Ататюрка храм был превращен в музей. На Руси Константинополь был известен под именем Царьград. После принятия в 988 г. христианства на Руси Константинополь стал для русских князей примером для подражания. В первой половине XI в. по образцу собора Св. Софии были возведены огромные соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде. |