АКДИК, Шереф. (Akdik, Sheref., 1899-1972)
АНФИМИЙ из Тралл. (Anfimy from Trall., ?-534)
БЕРКЕЛЬ, Сабри. (Berkel, Sabri., 1907-1993)
БИНГЁЛЬ, Джемаль. (Bingol, Cemal., 1912-1993)
ГЕЗЕР, Хюсейн. (Gezer, Huseyin., 1920-2013)
ГЮЛЕР, Ара. (Guler, Ara., 1928-2018)
ГЮНЕШТЕКИН, Ахмет. (Gunestekin, Ahmet., 1966-)
ЗАИМ, Тургут. (Zaim, Turgut., 1906-1974)
ИЙЕМ, Нури. (Iyem, Nuri., 1915-2005)
ИСИДОР из Милета. (Isidor from Miletus., )
ЛИФИЖ, Хюсейн. (Lifij, Huseyin Avni., 1886-1927)
МЮРИДОГЛУ, Зюхтю. (Muridoglu, Zuhtu., 1906-1992)
НАКШИ, Ахмед. (Nakshi, Ahmed Mustafa., )
НИГЯРИ, Хайдар. (Nigari, Haydar Reis., 1494-1572)
РЫЗА, Али. (Ryza, Hoca Ali., 1858-1930)
СИНАН, Мимар. (Sinan, Mimar., 1489-1588)
ХАЛИЛЬ, Паша. (Halil, Pasha., 1857-1939)
ХАМДИ, Осман. (Hamdi Bey, Osman., 1842-1910)
ЧАЛЛЫ, Ибрахим. (Chally, Ibrahim., 1882-1960)
ШЕКЕР, Ахмет. (Sheker, Ahmet Pasha., 1841-1907)
ЭЛЬДЕМ, Седат. (Eldem, Sedad Hakki., 1908-1988)
|
ЗАИМ, Тургут
ЗАИМ, Тургут. Деревня Йёрюк. 1957 г.
ЗАИМ, Тургут. Средние игры. 1935 г.
ЗАИМ, Тургут. Девушка, расписывающая кувшин.
ЗАИМ, Тургут. Женщина, раскатывающая тесто.
ЗАИМ, Тургут. Женщина, продающая дыни.
ЗАИМ, Тургут. Ковроткачество женщин.
ЗАИМ, Тургут.
(Zaim, Turgut., 1906-1974) известный турецкий живописец и график. Родился в Константинополе, Османская империя. Учился в Академии художеств в Константинополе (у Ибрагима Чаллы, 1923-1930 г.) и в Париже (1924-1928 гг.). Преподавал живопись в педагогических училищах Коньи (1929 г.) и Сиваса (1930 г.). После 1932 г. проживал в Анкаре. В 1939 г. работал в Кайсери в рамках программы Народно-республиканской партии "Юрт Гезилери". На протяжении своей профессиональной жизни преподавал живопись в различных школах и работал декоратором в Государственном театре Анкары. В 1939 г. осуществил путешествие по Анатолии. Участвовал в художественных выставках. Состоял членом "Союза независимых живописцев и скульпторов", "Группы Д." (с 1934 г.). Заим - основатель и пионер национальной и региональной турецкой живописи. Прославился своими картинами на темы, которые он брал из анатолийской жизни, опираясь на турецкий фольклор и традиции. Национально-местная атмосфера, которую Заим сумел создать своим образным стилем для деревенских тем в рамках новых и оригинальных прорывов турецкого живописного искусства, открывшихся в период республики, по-прежнему является системой ценностей. Художник пытался достичь универсального выражения в своих многофигурных композициях, основанных на анатолийской народной живописи. Линии выполнены в круглом стиле арабески, а фигуры - в традиционных формах. Фигуры, на первый взгляд напоминающие миниатюры, имеют прочную структуру в композициях. Он умело отразил местные особенности и принял национальное понимание отношений самосознания, в основном, сосредоточился на крестьянах и кочевниках. В картинах Заима - женщины, которые раскатывают тесто руками, режут арбузы, прядут шерсть, кормят своих детей, нагружают ослов; дети, которые едят кукурузу, играют с кошками, смотрят, как трудится их мама; молодые девушки, ткущие ковры; молодые люди, идущие по рынку; мягковолосые анатолийские козы; сидящие на скрещенных ногах жители деревни Йёрюк и Авшары, прогуливающиеся вокруг своих жилищ, наводят зрителей на мысль о счастье. В нем беспокойство заменено радостью; тревога сменяется надеждой... Живописец получил первую (1958 г.) и вторую (1957 г.) награды Государственных выставок живописи и скульптуры. В 1957 г. прошла персональная выставка художника в Анкаре, в 1966 г. была открыта ретроспективная выставка в галерее Догуш (в Анкаре). Создавал иллюстрации к книгам известных авторов, писал различные рассказы, статьи. Его основные работы: панно "Благодарность народа Ататюрку" (1933 г.), "Средние игры" (1935 г.), "Ковровщицы" (1935 г.), деревня Йёрюк (1957 г.), Яйлада Йёрюклер (1962 г.). Умер художник в Анкаре. Произведения Заима находятся в Государственном музее живописи и скульптуры Стамбула, в Этнографическом музее Анкары. |