| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

СИНАН, Мимар.


СИНАН, Мимар
СИНАН, Мимар
СИНАН, Мимар. Мечеть Селимие в Эдирне. Турция. 1569-1575 гг.
СИНАН, Мимар. Мечеть Селимие в Эдирне. Турция. 1569-1575 гг.
СИНАН, Мимар. Мечеть Сулеймание в Стамбуле. 1550-1557 гг.
СИНАН, Мимар. Мечеть Сулеймание в Стамбуле. 1550-1557 гг.
СИНАН, Мимар. Мечеть Шахзаде в Стамбуле. Интерьер. 1548 г.
СИНАН, Мимар. Мечеть Шахзаде в Стамбуле. Интерьер. 1548 г.
СИНАН, Мимар. Мечеть Джума-Джами в Евпатории. Крым. 1552 г.
СИНАН, Мимар. Мечеть Джума-Джами в Евпатории. Крым. 1552 г.
СИНАН, Мимар. Вишеградский мост через р. Дрину в Боснии. 1577 г.
СИНАН, Мимар. Вишеградский мост через р. Дрину в Боснии. 1577 г.

СИНАН, Мимар.

(Sinan, Mimar., 1489-1588) один из самых известных османских архитекторов и инженеров. Родился в селе Агырнас, близ Кайсери, Османская империя (провинция Анатолия современной Турции). Его родители были либо армянами, либо греками. Отец был каменщиком и плотником, вследствие чего Синан в юности получил хорошие навыки в этих ремёслах, и это повлияло на его будущую карьеру. Служил в корпусе янычар (с 1512 г.); впервые он проявил свой талант архитектора в 1530-х гг., во время военных походов сооружал мосты, галеры для переправки войск. После периода обучения и серьезной подготовки Синан стал офицером-строителем в Османской армии, а затем стал начальником артиллерии. С 1538 г. главный архитектор султана Сулеймана I Кануни (1520-1566). Проводил строительные работы и при его преемниках Селиме II (1566-1574) и Мураде III (1574-1595). Работал в городах Константинополь, Эдирне, Каир, Алеппо, Вишеград. В 1539 г. он завершил свое первое невоенное здание, и в течение оставшихся 40 лет своей жизни он был главным архитектором Османской империи в то время, когда она находилась в зените своего политического могущества и культурного великолепия. Синан реализовал огромное количество проектов: 79 мечетей, 34 дворца, 33 общественных бани, 19 гробниц, 55 школ, 16 богадельни, 7 медресе (религиозных школ) и 12 караван-сараев, а также зернохранилища, фонтаны, акведуки и больницы (всего более 300). Лучшие произведения Синан, в которых византийский тип купольной базилики превращается в абсолютно центрическое здание, представляют собой величественные сооружения с грандиозными и цельными по пространственной композиции интерьерами (мечети: Шахзаде, 1548 г., Сулеймание, 1550-1557 гг., обе в Константинополе; Селимие в Эдирне, 1569-1575 гг.). Мечеть Шехзаде - первое из самых значительных архитектурных сооружений Синана. Возведена в историческом районе Фатих. Была начата как усыпальница для скончавшегося в 1543 г. сына султана Сулеймана Великолепного Шехзаде Мехмеда и закончена в 1548 г. Имеет два минарета по 55 м. Как и у многих построенных позже Синаном мечетей, у здания квадратное основание, на котором покоится большой центральный купол, окружённый четырьмя половинами куполов и многочисленными вспомогательными куполами меньшего размера. Массивные гранёные колонны, несущие купол, прорисованы очень чётко, структура сводов ярко выделена чередующейся темной и светлой клинчатой кладкой арок. Здесь расположены тюрбе Шехзаде Мехмеда, а также Рустема-паши и Мустафы Дестери-паши. Мечеть Сулеймание в Константинополе была возведена Синаном в 1550-1557 гг., и по мнению учёных-исследователей, является самой лучшей его работой. Проект был основан на архитектурном плане храма Святой Софии в Константинополе, шедевре византийской архитектуры, оказавшим очень большое влияние на всё творчество Синана, который пытался превзойти этот храм в своих постройках. У мечети 4 минарета, массивный центральный купол высотой 53 м и диаметром 26,5 м, что превосходит на 6 м по высоте, но уступает по ширине куполу храма Айя-София. В куполе 32 отверстия, через которые проникает свет, обильно освещая интерьер мечети и придавая куполу эффект легкости. Всего в здании 136 окон. Архитектор здесь достиг большего единства декоративных и объемно-пространственных элементов, чем в предыдущей мечети. Линии колонн со сложным профилем, несущих паруса и купол, визуально перекликаются с богатым и дробным членением стеновой отделки. Пропорции мечети гармоничны, силуэт характеризуется изяществом и плавностью линий. Весь массив строения вписан в правильный треугольник. Минареты размещены по углам обнесённого колоннадой двора: первые два минарета находятся на более низком уровне, чем два других, которые примыкают к самой постройке. Мечеть находится на вершине холма прямо над заливом Золотой Рог. Чёткий ритм архитектурных форм хорошо воспринимается издали. Во дворе мечети находятся усыпальницы. В двух соседних тюрбе покоится сам Сулейман и его любимая жена. Мечеть Сулеймание - одна из самых больших, когда-либо построенных в Османской империи. Помимо храма, в ней находился обширный социальный комплекс, включающий четыре медресе, библиотеку, обсерваторию, крупную больницу и медицинскую школу, кухни, хаммам, магазины и конюшни. Мечеть Селимие в Эдирне, построенную в 1569-1575 гг., сам Синан считал вершиной своего творчества. Эта мечеть принадлежит к числу выдающихся архитектурных достижений исламской культуры и считается наиболее гармоничным храмовым комплексом Турции. Его архитектура отличается особой целостностью. Художественная композиция мечети заключена в сужающихся кверху ярусах, переходящих плавно в купольную полусферу. Всю архитектуру пронизывает ритм горизонтальных и вертикальных линий. Плоскость стен визуально поделена арками по горизонтали, в каждую из которых вписаны ярусы окон. Выступы, расположенные между арками и поднимающиеся ступенчато вверх, завершающиеся восемью башнями с шатрами, визуально делят массив мечети по вертикали. Башни, гармонирующие с четырьмя самыми высокими в Турции минаретами, создают основной акцент всего окружающего пейзажа и подчеркивают внушительность масштаба постройки. Здесь Синан придумал кардинально другое, более совершенное композиционно-пространственное решение. Мечеть представляет собой в плане квадрат с большим куполом в центре, опирающийся на восемь массивных колонн, между которыми находятся широкие галереи. Образованная колоннами гигантская ротонда "вписана" в квадрат стен так, что всё пространство сливается в одно целое. Богатая пластика отделки стен и несущих колонн придает интерьеру живописный характер. Яркое освещение всего пространства мечети сквозь многочисленные окна, расположенные в несколько ярусов, даёт впечатление великолепия и торжественности. Двор и здание представляют не обособленные друг от друга части, а единое целое. Такой комплекс зданий включает в себя больницу, школу, библиотеку и хаммам, расположенные вокруг мечети, а также медресе, часовую комнату и ряд магазинов. Сюда же входит и мечеть Бейязида II, в которой находится музей здравоохранения. В постройке мостов Синан мастерски сочетал искусство с функционализмом. Крупнейшим из них, длиной почти 635 м, является мост Бюйюкчекмедже (в пригороде Стамбула). Вишеградский мост через реку Дрину, в Боснии, 1577 г. - памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Считается, что заказчиком работ был Соколлу Мехмед-паша, уроженец Боснии, бывший великим визирем Сулеймана I. Мост состоит из 11 пролётов, и в 2007 г. был включён ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия. Умер зодчий в Константинополе. Синан продолжает быть авторитетом для своих последователей, заслужил уважение последующих поколений за свой уникальный талант архитектора. Памятник Синану поставлен в Эдирне, в Анкаре находится скульптурный бюст Синана. Портрет Синана на фоне построенной им мечети Селимие был изображен на обратной стороне банкноты 1982-1995 гг. 10000 турецких лир. В 1982 г. Университету Изобразительных искусств в Стамбуле присвоено имя Мимара Синана.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024