| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

МОХОЙ-НАДЬ, Ласло.


МОХОЙ-НАДЬ, Ласло
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. Балконы "Баухауза". 1926 г.
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. Балконы "Баухауза". 1926 г.
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. Телефонная картина. 1922 г.
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. Телефонная картина. 1922 г.

МОХОЙ-НАДЬ, Ласло.

(Moholy-Nagy, Laszlo., 1895-1946) венгерский художник, скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства, теоретик фото- и киноискусства, одна из крупнейших фигур мирового авангарда первой половины XX в. Родился в Боршод, Австро-Венгрия. Получил юридическое образование. С 1915 г. воевал в австро-венгерской армии как артиллерийский офицер, был ранен (1917 г.), после выздоровления оставлен в Будапеште. Посещал художественную школу, познакомился с представителями будапештского авангарда (кубизм, экспрессионизм), участвовал в групповых выставках. В 1919 г., после поражения Венгерской республики - в Сегеде, потом переехал в Вену, затем в Берлин. Работал в основном в Германии (1920-1933 гг.) и в США (с 1937 г.). Испытал влияние К. Малевича, Л. Лисицкого, Н. Габо. В кон. 1910-х - нач. 1920-х гг. выполнял графические листы в духе супрематизма ("На белом фоне", 1923 г.) и абстрактные пространственные композиции ("Пластика в никеле", 1922 г.). В 1922 г. в берлинской галерее "Штурм" состоялась первая персональная выставка Мохой-Надя. На выставке экспонировались металлические эмалированные "Телефонные картины". В 1923-1928 гг. был профессором новой школы искусств и дизайна "Баухауза", вел курс, посвященный общим принципам пластического формообразования. Мохой-Надь активно работает с фотографией, возглавляет вместе с Гропиусом издательскую программу "Баухаузбюхер", в рамках которой публикуются тексты, в т.ч., русских авторов: Малевича, Родченко. Супруга Мохой-Надя, Сибил, также занималась фотографией и преподавала в "Баухаузе". В 1924 г. познакомился с В. Маяковским, создал несколько его фотопортретов. Писал киносценарии, снимал короткометражные фильмы ("Берлинский натюрморт", 1926 г.). В 1920-е гг. создал ряд политически острых фотомонтажей (например, "Милитаризм") и лаконично экспрессивных, метких портретов (например, В. Маяковского). Главные цвета Мохой-Надя - это черный, белый и серый во всем многообразии оттенков: в историю мирового искусства он вошел прежде всего как "человек с фотокамерой". Именно при помощи фотографии он смог наиболее полно выразить свои эстетические и мировоззренческие представления. Фотомонтажи и фотограммы давали ни с чем не сравнимые возможности для творческих и концептуальных поисков. Основным инструментом стал свет. Одним из первых он сумел увидеть красоту формы, игру света и объема в самых банальных и привычных вещах, взглянуть на мир по-новому. Деятельность Мохой-Надя как теоретика и практика фотографии во многом повлияла на дальнейшее развитие фотоискусства. Во второй пол. 1920-х гг. Мохой-Надь, возглавляющий одну из крупнейших издательских программ по современному искусству в Европе, становится известным. В журнале "Советское ФОТО" А. Родченко в 1928 г. обвинят в подражательстве Мохой-Надю. В кон. 1920-х гг. Мохой-Надь подошел к основной теме своего последующего творчества - исследованию выразительных возможностей света в прозрачных и полупрозрачных пространственных конструкциях. Работы Мохой-Надя этого периода нашли практическое применение в ряде областей дизайна, в световой рекламе. В 1928 г. Мохой-Надь вместе с В. Гропиусом оставил "Баухауз". После прихода нацистов к власти покинул Германию. Он выехал вначале, как многие, в Швейцарию, оттуда в Великобританию, и, наконец, в США. В гитлеровской Германии его произведения фигурировали на известной пропагандистской выставке "Дегенеративное искусство" (1937 г.). В 1937 г. Мохой-Надь основал так называемый Новый "Баухауз" в Чикаго. Школа дизайна, продолжила на другом континенте развитие идей "Баухауза". Умер (от лейкемии) в Чикаго, США. Сочинения художника: "Живопись или фотография". М., 1929 г.; "Новое видение", Нью-Йорк, 1946 г.; "Видение в движении", Чикаго, 1947 г.; "Painting, photography, film". Cambridge. 1969. и др. Университет искусства и дизайна в Будапеште носит имя Мохой-Надя. Он был одним из самых изобретательных и многопрофильных деятелей современного искусства. Мохой-Надь считается одной из наиболее ярких фигур в истории фотографии XX в.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024