АДЖЕМИ, сын Абубекра.
АБДУРАХМАНОВ, Фуад. (Abdurahmanov, Fuad., 1915-1971)
АГА МИРЕК. (Aga Mirek., )
АДЖЕМИ, сын Абубекра. (Adzhemi, son Abubekra., )
АЗИМЗАДЕ, Азим. (Azimzade, Azim., 1880-1943)
АЛИЕВ, Гусейн. (Аliyev, Нuseyn., 1911-1991)
БАХЛУЛЗАДЕ, Саттар. (Bahlulzade, Sattar., 1909-1974)
ДЕГГАТИ, Реза. (Deghati, Reza., 1952-)
НИМАТУЛЛА, сын Бавваба. (Nimatulla, son Bawwab., )
РАХМАНЗАДЕ, Марал. (Rahmanzade, Maral., 1916-2008)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
САЛАХОВ, Таир. (Salakhov, Tair., 1928-2021)
СУЛТАН МУХАММЕД. (Sultan Mohammed., )
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЭРИВАНИ, Мирза. (Erivani, Mirza., 1825-1875)
|
АДЖЕМИ, сын Абубекра. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. Азербайджан. 1186 г.
АДЖЕМИ, сын Абубекра.
(Adzhemi, son Abubekra., ) зодчий (20-е гг. XII - нач. XIII в.), крупнейший представитель нахичеванской школы средневекового Азербайджана. Строитель мавзолеев Юсуфа, сына Кусейира (1162 г.) и Момине-хатун (1186 г.), а также соединенных порталом минаретов (не сохранились) в Нахичевани. Для Аджеми характерны монументальность сооружений при изяществе их членений применение рациональных для того времени конструкций (нервюры, кирпичные блоки); в декоре сложные геометрические орнаменты, надписи, умело использованный цвет. Мавзолей Момине-Хатун - известен также как Купол Атабека. Мавзолей достигал в высоту 34 м. Мавзолей, построенный и названный в честь жены одного из местных правителей Атабека Джахана Пехлевана, мастерски декорирован сложным геометрическим орнаментом и письменами из Корана. Поверхность каждой грани (нишеобразная) полностью покрыта резным украшением, которые представляют собой куфические арабские письмена, стилизованные под геометрический орнамент. На каждой грани этот орнамент разный. В верхней части мавзолей украшен сталактитовой композицией. Внутренняя часть мавзолея имеет круглую форму. Единственными украшениями его интерьера являются 4 круглых медальона, покрытые надписями и орнаментом. Могила Момине-Хатун находится под зданием, входа в него нет. Выработанные Аджеми композиционные и декоративные приемы оказали большое влияние на строительство мавзолеев как в Азербайджане, так и в сопредельных странах. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|