АМЕРЛИНГ, Фридрих (Amerling, Friedrich von, 1803-1887)
БЛААС, Эжен (Blaas, Eugene de, 1843-1931)
ВАЛЬДМЮЛЛЕР, Фердинанд (Waldmuller, Ferdinand, 1793-1865)
ДАНХАУЗЕР, Жозеф. (Danhauser, Josef., 1805-1845)
КЛИМТ, Густав. (Klimt, Gustav., 1862-1918)
КОКОШКА, Оскар. (Kokoschka, Oskar., 1886-1980)
КОХ, Йозеф. (Koch, Joseph Anton., 1768-1839)
КУБИН, Альфред. (Kubin, Alfred., 1877-1959)
НИТШ, Герман. (Nitsch, Hermann., 1938-2022)
ПАХЕР, Михаэль. (Pacher, Michael., 1435-1498)
РАЙНЕР, Арнульф. (Rainer, Arnulf., 1929-)
РОТХАУГ, Александр. (Rothaug, Alexander., 1870-1946)
ХОГЕР, Рудольф. (Hoger, Rudolf Alfred., 1877-1930)
ХУНДЕРТВАССЕР, Фриденсрайх. (Hunderwasser, Fridensraih., 1928-2000)
ШИЛЕ, Эгон. (Schiele, Egon., 1890-1918)
|
ШИЛЕ, Эгон
ШИЛЕ, Эгон. Молодая мать. 1914 г.
ШИЛЕ, Эгон.
(Schiele, Egon., 1890-1918) австрийский живописец и график. Один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма. Родился в Тульне-на-Дунае (близ Вены) в семье начальника железнодорожного вокзала. Учился в венской АХ (1906-1909 гг.). В 1907 г. познакомился с Г. Климтом, который стал главным его наставником и покровителем. В 1908 г. состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбург под Веной. В 1909 г. основал с единомышленниками "Группу нового искусства". В 1909 г. Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где рядом с ним, кроме работ самого Климта, висели полотна Ван Гога, Э. Мунка и др. В 1911 г. подругой и моделью Шиле стала одна из моделей и возлюбленных Климта, В. Нойзель. В 1915 г. Шиле расстался с В. Нойциль и женился на Эдит Хармс. Вначале нередко впрямую следовал Климту, воспроизводя его типические мотивы с их бравурной эротикой. Однако нервная экспрессия всегда брала у молодого мастера верх над декоративным началом, а острая, судорожная графичность - над поэзией цвета. Вызывающе-сексуальные нагие фигуры в его рисунках воспринимались публикой как порнография, что привлекало к Шиле - помимо внимания серьезных коллекционеров и критиков типа искусствоведов А. Рёсслера и О. Бенеша - интерес полиции и любителей "клубнички". Призван в армию, в 1915-1917 гг. (служил в охране лагеря русских военнопленных). В 1917 г. Шиле вернулся в Вену. Драма человеческой жизни и любовных влечений предстает у Шиле откровенно трагичной ("Мертвая мать", 1910 г.; "Смерть и девушка", 1915 г.), позднее же все более органически-стихийной ("Мать и дитя", 1915-1917 гг.; "Объятие", 1917 г.). Писал также лирические пейзажи ("Осеннее дерево", 1912 г.), выдвинулся в число лучших портретистов своего времени (А. Рёсслер, 1910 г.), оставив немало надрывно-исповедальных автопортретов, живописных и графических. Часто обращался к акварели. Своими произведениями впрямую связал модерн с экспрессионизмом. Шиле выставлял свои картины на многочисленных выставках ("Синего всадника", Венский Сецессион), но первый значительный успех пришел к нему на 49-й выставке Венского Сецессиона (1918 г.). Через три дня после смерти беременной жены Эдит, Шиле умер (в Вене, ему было 28 лет) от эпидемии испанки, унесшей десятки миллионов людей в Европе. Наследие художника - около 300 картин и несколько тысяч рисунков. |