АЛЬБЕРС, Джозеф АЛЬБЕРС, Джозеф. Homage to the Square. 1967 г.
АЛЬБЕРС, Джозеф.
(Albers, Josef., 1888-1976) немецкий и американский художник, дизайнер, принтмейкер, поэт, математик, педагог, теоретик изобразительного искусства. Мастер геометрического абстракционизма. Альбрес соединил традицию "Баухауза" с американской постживописной абстракцией. Родился в Боттропе, в провинции Вестфалия, Германия, в семье ремесленника. Учился в художественной школе в Берлине (1913-1915 гг.), в мюнхенской Академии художеств у Франца фон Штука (1919-1920 гг.), Эссене, в Высшей школе строительства и художественного конструирования "Баухаус" в Веймаре (с 1920 г.). Педагог на подготовительного курса "Баухауса" на факультете дизайна (с 1922 г.), профессор (с 1925 г.). В 1922 г. он создает в "Баухаусе" новую мастерскую художественного стекла, а затем возглавляет там мастерскую мебели. Эмигрировал в Соединенные Штаты (1933 г.). В США стал преподавать отделения искусств колледже "Блек-Маунтин" в Северной Каролине (1933-1949 гг.) и в высшей школе дизайна Гарвардского университета (1936-1941 гг.). Альберс возглавлял факультет дизайна в Йельском университете в штате Коннектикут (1950-1958 гг.). Альберс преподавал в Америке и Европе. Педагогическая деятельность принесла Альберсу множество наград и званий. В ранний период творчества работал в экспрессионистической манере (литографии и гравюры на дереве). Его станковые серии ("Цикл скрипичного ключа", кон. 1930-х - нач. 1940-х гг.; "Трансформации схемы", 1948-1952 гг.; "Структурные созвездия", 1953-1958 гг. и др.) с годами становились более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. Альберс, чрезвычайно многосторонний художник, известен благодаря его серии картин и оттисков "Во славу квадрата". Серию он начал в 1949 г. Четыре желтых квадрата вставлены один в другой. Несмотря на жесткие рамки, они свободно плавают в пространстве картины. Каждый из участков окрашен одним цветом, пигмент наносился прямо из тюбика мастихином. Это одна из работ самой знаменитой серии Альберса, изображающей квадраты, написанные чистым цветом. Оптическая иллюзия, созданная в картине, обнаруживает ее связь с направлением оп-арт, в то время как метод нанесения краски и трактовка цвета роднят ее с движением постживописной абстракции. Ряд работ художника посвящены невозможным фигурам. Альберс - автор популярной книги "Взаимодействие цветов" (опублик. 1963 г.), в ней исследуется восприятие цвета - этой темой художник занимался всю свою жизнь. Альберс выполнил ряд монументальных настенных композиций, из которых наиболее известны "Америка" для Аспирантского центра Гарвардского университета (1950 г.), "Ворота" для здания "Тайм и Лайф" (1959 г., Нью-Йорк), "Город" для здания компании Пан-Америкен (1963 г., Нью-Йорк), "Структурные констелляции" на фасаде Музея истории искусств и культуры в Мюнстере (1970 г.). В 1972 г. Альбрес со своей женой Анни, дизайнером по тканям, организовали некоммерческий Фонд Альберсов. Теперь этот фонд организует выставки и публикации, связанные с творчеством Альберса. Умер в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Альберс оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма. Создал стиль живописи, для которого характерны абстрактная прямолинейность и основные цвета, такие как черный и белый. В конце XX в. его произведения все чаще воспринималась в качестве ближайшего германо-американского аналога супрематизма К. Малевича.