ФЕЙНИНГЕР, Лионель ФЕЙНИНГЕР, Лионель. Колесный пароход у пристани. 1912 г.
ФЕЙНИНГЕР, Лионель.
(Feininger, Lyonel., 1871-1956) американский и немецкий художник, график и карикатурист. Родился в Нью-Йорке, США, в семье музыкантов немецкого происхождения. Учился живописи в Берлине (в художественной академии, 1889-1892 гг.), Гамбурге (в художественной школе, 1887-1888 гг.), Париже (в академии Ф. Коларосси). Работал иллюстратором и карикатуристом нескольких периодических изданий в Париже и Германии. Его юмористическая страница с комиксами выходила еженедельно в Чикагском "Трибюн" (1906-1907 гг.), до тех пор, пока Фейнингер не перешел к рисованию за мольбертом в 1907 г. С этого времени он оставляет рисунок ради живописи. В 1911 г. - знакомится с Робером Делоне, чье влияние на развитие его творчества оказалось решающим. Фейнингер открыл для себя развитый Пикассо и Браком "аналитический кубизм", разлагающий предметы на геометрически плоские и стереометрически кубические элементы. Под влиянием итальянских футуристов, которые также пользовались этой художественной манерой для того, чтобы охватить движение тела посредством повторения последовательных фаз движения, Фейнингер создал полотно "Велосипедист" (1912 г.). Фейнингер был восхищен парусными шлюпками, небоскребами, – именно они стали основными темами многочисленных его картин в акварели, масле. Он развил утонченный геометрический стиль с соединяющимися полупрозрачными плоскостями, намекающие на лучи света и архитектурные формы, при этом создается впечатление, что предметы движутся. В 1908-1919 гг. - жил в Берлине. Написал серию "морских" картин в духе К. Фридриха. В 1913 г. Фейнингер участвует в выставке первого немецкого Осеннего салона в Берлине. В этом же году вместе с Марком, Клее и Кандинским он принимает участие в выставках группы художников-экспрессионистов "Синий всадник" в Мюнхене и Берлине. В 1917 г. состоялась первая персональная выставка Фейнингера в берлинской галерее "Штурм", обеспечившая ему известность. В это время художник сотрудничает с экспрессионистами, под их влиянием он создал множество графических работ. В 1918-1919 гг. - исполняет более ста гравюр на дереве. После окончания Первой мировой войны Фейнингер - в Веймаре, потом в Дессау, где в 1919-1933 гг. преподавал живопись и гравюру в "Баухаузе". Его гравюра "Собор" (1919 г.) была на обложке для эпохального манифеста "Баухауза" В. Гропиуса. Темой его многочисленных полотен в это время становятся виды городов Европы. В 1924 г. Фейнингер стал одним из основателей выставочного общества "Голубая четверка". В 1933 г., после закрытия "Баухауза", Фейнингер вернулся в Берлин, где был объявлен нацистами "дегенеративным" художником. В 1937 г. вернулся в Нью-Йорк, много занимался настенной живописью. Стиль его меняется, в художественные полотна проникает все больше графических элементов ("Вид Манхэттена. Закат" 1944 г.). Получил истинное признание в США. Произведения: "Нетерпеливая" (1907 г.), "Мятеж" (1910 г.), "Колесный пароход у пристани" (1912 г.), "Корабль" (1913 г.), "Автопортрет" (1915 г.), "Авеню" (1915 г.), "Прогулка" (1918 г.), серия "Гельмерода" (1926 г.), "Пароход "Один" (1924 г.), серия "Манхэттен", "Манхэттен II" (1951 г.), "Дорфкирхе" (1954 г.) и др. Умер Фейнингер в Нью-Йорке. Сын - фотохудожник и теоретик фотоискусства Андреас Фейнингер. Произведения Фейнингера представлены в музеях Германии (Эссен; Гамбург; Кельн; Мюнхен, Новая пинакотека) и США (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма и Музей современного искусства; Филадельфия; Детройт; Миннеаполис; Сент-Луис, Художественная галерея Вашингтонского университета), а также в парижском Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду, в раде частных коллекций.