АНДРЕ, Карл. (Andre, Carl., 1935-)
АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БАРНИ, Мэтью. (Barney, Matthew., 1967-)
БАРТОЛЬДИ, Фредерик. (Bartholdi, Frederic Auguste., 1834-1904)
БЕКМАН, Макс. (Beckmann, Max., 1884-1950)
БОРГЛУМ, Гатсун. (Borglum, Gutzon., 1867-1941)
БУРЖУА, Луиза. (Bourgeois, Louise., 1911-2010)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГЕССЕ, Ева. (Hesse, Eva., 1936-1970)
ГОБЕР, Роберт. (Gober, Robert., 1954-)
ДЕ МАРИЯ, Уолтер. (De Maria, Walter., 1935-)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖОНС, Джаспер. (Johns, Jasper., 1930-)
ДИ МОДИКА, Артуро. (Di Modica, Arturo., 1941-2021)
КАЦ, Алекс. (Katz, Alex., 1927-)
КЕЛЛИ, Эльсуорт. (Kelly, Ellsworth., 1923-)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
КИНХОЛЬЦ, Эдвард. (Kienholz, Edward., 1927-1994)
КОЛДЕР, Александр. (Calder, Alexander., 1898-1976)
КОРНЕЛЛ, Джозеф. (Cornell, Joseph., 1903-1972)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
КУНС, Джефф. (Koons, Jeff., 1955-)
ЛЕВИТТ, Сол. (Lewitt, Sol., 1928-2007)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАРИСОЛЬ, Эскобар. (Marisol Escobar., 1930-2016)
МЕШТРОВИЧ, Иван. (Mestrovic, Ivan., 1883-1962)
МОРРИС, Роберт. (Morris, Robert., 1931-)
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. (Moholy-Nagy, Laszlo., 1895-1946)
НАУМАН, Брюс. (Nauman, Bruce., 1941-)
НЕИЗВЕСТНЫЙ, Эрнст. (Neizvestny, Ernst., 1925-2016)
НОГУТИ, Исаму. (Noguchi, Isamu., 1904-1988)
НЬЮМЕН, Барнетт. (Newman, Barnett., 1905-1970)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
ПРОКТОР, Александр. (Proctor, Alexander Phimister., 1860-1950)
РЕМИНГТОН, Фредерик. (Remington, Frederic., 1861-1909)
СЕГАЛ, Джордж. (Segal, George., 1924-2000)
СЕРРА, Ричард. (Serra, Richard., 1939-)
СМИТ, Дэвид. (Smith, David., 1906-1965)
УОРХОЛ, Энди. (Warhol, Andy., 1928-1987)
ФЛАВИН, Дэн. (Flavin, Dan., 1933-1996)
ХАНСОН, Дуэйн. (Hanson, Duane., 1925-1996)
ХАРИНГ, Кейт. (Haring, Keith., 1958-1990)
ЧЕМБЕРЛЕН, Джон. (Chamberlain, John., 1927-2011)
ШЕМЯКИН, Михаил. (Shemyakin, Mikhail., 1943-)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-2020)
|
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Цецора. 1927 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Атлантида. 1910-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Борьба. 1917 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Защита. 1929 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Шлем рода. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Линкольн. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Затопленный город. 1954 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Сидящая дева. 1970-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав.
(Szukalski, Stanislaw., 1893-1987) американский скульптор и художник польского происхождения. Родился в Варта, Российская империя (на территории нынешней Польши) в бедной семье. С детства жил попеременно, то на родине, то в США. Прибыл в Нью-Йорк вместе со своей матерью и сестрой в 1907 г., затем они отправились в Чикаго, чтобы присоединиться к его отцу. Вундеркинд в скульптуре, Шукальский поступил в 13 лет в Художественный институт Чикаго. Учился в Краковской академии искусств (у Константы Лящка, 1910-1913 гг.), где стал обладателем двух золотых медалей, а в 1925 г. на Международной выставке современного декоративного искусства в Париже получил Гран При за бронзу, Почётный диплом за архитектурный проект и Золотую медаль за резьбу по камню. Вернувшись в США в 1913 г., Шукальский присоединился к художественной жизни в Чикаго, став важной частью "Чикагского Ренессанса". С 1914 г. он выставляется в Художественном институте, две персональные выставки были в 1916 и 1917 гг., а также в Клубе прогрессивных искусств в 1919 г. В 1922 г. он женился на Хелен Уокер, дочери художника, в 1932 г. они развелись (в 1926 г. родилась дочь). В 1934 г. Шукальский женился на Джоан Ли Донован, воспитательнице детского сада его дочери в Чикаго. Ранние работы Шукальского - это, главным образом, портретные бюсты, в которых отмечается влияние различных стилистик - как модернистских, так и европейских авангардных тенденций (экспрессионизм, кубизм, футуризм), а также примитивного искусства Северной и Южной Америки. После 1914 г. в творчестве скульптора начинают появляться фигуративные композиции с символическим, часто загадочным значением. Он использует в них далеко идущую деформацию тела изображенных персонажей с одновременным виртуозным воспроизведением анатомических деталей. В 1925 г. Шукальський выиграл конкурс на проект памятника А. Мицкевичу в Вильне (сейчас - Вильнюс). Жюри поразил его замысел - поэт кормит кровью своего сердца исполинского орла, но через шум в печати и негодование части мещан, проект, в конце концов, отвергли. Был выбран для строительства другой вариант, который, также, не был осуществлен. В 1918 г. Польша получила независимость. Национальная мысль стала бурно развиваться в различных направлениях. Шукальский намеревался создать новое польское искусство, основанное на национальной мифологии и истории, разработал собственную псевдонаучную историческую теорию церматизма, утверждавшую, что вся человеческая культура произошла с острова Пасхи после потопа. Люди же - потомки "чистых существ" Лемурии и Атлантиды - вовлечены в вечную борьбу с гуманоидными йети с Гималаев и их гибридами с людьми. Эти измышления Шукальский иллюстрировал своими работами, такими как "Борьба" (1917 г.), "Атлантида" (1910-е гг.), "Затопленный город" (1954 г.). В 1923-1925 гг. семья жила в Италии и Франции. После путешествия по Европе в 1926-1928 гг. Шукальский отправился в Краков, где в 1929 г. у него была ретроспективная выставка. Во время вернисажа этой выставки скульптор вызвал скандал с его заявлением, осуждающим состояние польского искусства, которое подражало, по мнению скульптора, в рабском стиле западным образцам и утрачивало свой родной характер. Критиковал методы преподавания скульптуры в Краковской академии, и вскоре создал свою собственную художественную школу под названием "Творчество". В 1929 г. он основал художественное движение под названием "Племя Рогатое сердце" - группу польских художников эстетическим направлением которых был поиск вдохновения в культуре древних славян. Девизом группы был лозунг "Любить и бороться". Группа прекратила своё существование в 1936 г., отметившись многочисленными выставками по всей Польше и публикациями в национальной художественной и общественной прессе. Члены группы принимали псевдонимы славянского языческого происхождения. Группа издавала собственную газету "Krak". В 1929 г. Шукальский опубликовал "Проекты в дизайне: скульптура и архитектура", содержащие рисунки, которые варьировались от очень подробных декоративных архитектурных элементов - каминов, дверных проемов и окон - до идеализированных планов городов, мостов, надгробий и памятников, подходящих героям Польши. В 1930-х гг. Шукальский в Польше прославился как скульптор-националист. В 1934 г. его объявили величайшим из живущих художников Польши. В 1936 г. он вернулся в Польшу. Выполнил памятник Болеславу Храброму, несколько скульптур, и украсил фасад Силезского музея в Катовице, а также здание местного правительства в этом городе. Правительство предоставило ему студию, самую большую в Варшаве, и провозгласило ее Национальным музеем Шукальского. В нем было создано много его замысловатых картин и массивных скульптур, отличающихся драматическими мифологическими образами. В 1937 г. на Международной выставке искусства и техники в Париже получил Почетный диплом за работу, посвященную Копернику. В следующем году издал пьесу-трагедию "Krak syn Ludoli: dziejawy w dziesieciu odmroczach". На обложке этого произведения был изображен т.н. "Топорел" (Toporzel) - стилизация из орла и топора, который Шукальский придумал в 1935 г. как герб для воскрешенной Польши, которую он именовал "Польша №2". Сегодня эту эмблему используют несколько ультраправых и неоязыческих организаций в Польше. Во время осады Варшавы немецкой армией в сентябре 1939 г. скульптор был ранен во время бомбардировки Варшавы, которая разрушила большую часть его мастерской. Шукальский и его жена нашли убежище в посольстве США. В конце концов, они смогли вернуться в США. После капитуляции Польши в 1939 г. музей Шукальского был разрушен, а экспонаты уничтожены или разграблены нацистами. Он поселился в Лос-Анджелесе, где впоследствии подружился с семьёй Джорджа Ди Каприо - отца знаменитого актёра Леонардо Ди Каприо. Скульптор многие годы жил в бедности, подрабатывал на киностудиях, проектировал декорации, иногда лепил, больше рисовал. Значительную часть своего времени он посвятил тайнам древней истории человечества, вопросам формирования языков, вероисповеданий, обычаев, искусств и миграции народов. Эта работа под названием "Праязык" (по-польски "Macimowa") продолжалась без перерыва более 40 лет. Он написал рукопись из 42 томов общим объемом более 25 000 страниц, включая 14 000 иллюстраций. Тома охватывали различные вопросы; его рисунки пером артефактов, которые он считал "свидетелями", были сделаны, чтобы подтвердить его теории. В позднем периоде работы скульптора были созданы призрачные скульптурные и архитектурные проекты памятников, в том числе "Прометей" (1943 г.), призванный стать подарком американского народа для Организации объединенных наций, и "Галисийский петух" (1960 г.), предназначенный для Парижа как дань французским партизанам. В 1970-е гг. его положение немного улучшилось благодаря финансовой поддержке Гленна Брея. В частности, Шукальский издал в 1980 г. монографии "Корыто, заполненное жемчугом" и "Внимание, Праязык", а через два года - "Внутренние портреты". Вторая жена умерла в 1980 г. Скульптор умер в возрасте 93 лет (кровоизлияние в мозг, которое стало следствием ДТП) в г. Бербанк, Калифорния, США. Шукальский был необыкновенно талантливым и оригинальным художником-авангардистом, скульптором, поэтом, писателем. Спорное, нередко внушающее страх творчество Шукальского, впечатляющее искусством лепки, но вызывающее беспокойство своей эклектикой и трудностью понимания, до сих пор недостаточно признано. В 2000 г. Леонардо Ди Каприо спонсировал его ретроспективу в Художественном музее Лагуны в Калифорнии. В том же году отец актёра выпустил книгу "Борьба", для которой написал предисловие в соавторстве с сыном. Оба выступили продюсерами фильма "Борьба. Жизнь и утраченное искусство Станислава Шукальского", трансляция которого стартовала в 2018 г. Произведения Шукальского выставлены в Польском музее в США и Верхнесилезском музеи в Польше. |