(Newman, Barnett., 1905-1970) американский художник, скульптор, теоретик искусств, мастер постживописной абстракции, один из основателей "живописи цветового поля". Родился в Нью-Йорке, в семье эмигранта из Польши, текстильного фабриканта. Учился искусству в Лиге студентов-художников и философию в Нью-йоркском городском колледже (1922-1927 гг.). Попутно изучал искусство и мифы коренных жителей Америки. Начал работать в живописи в в 1940 гг. Ньюмэн был заком с известными художниками Р. Мазеруэллом, М. Ротко и К. Стиллзом. В ранних произведениях Ньюмена, близких по духу к символизму, доминируют мотивы семян, ростков и микроорганизмов. Работал в стиле "живописи цветового поля", на поверхности холста оставлял несколько незакрашенных фрагментов. В конце 1940 гг. Ньюмен выработал самобытный абстрактный стиль, покрывая холсты ровными, практически монохромными красочными тонами и яркими вертикальными полосами типа застежек-"молний". Картины с "молниями" ("Обещание" 1949 г.; "Тундра" 1950 г.; "Адам" 1951-1952 гг.) - с их цветовым и композиционным аскетизмом, пришедшим на смену буйной живописности абстрактного экспрессионизма, - открыли новый этап беспредметного искусства. Со временем в работах Ньюмена усилились мистико-созерцательные настроения (цикл "Onement" с 1948 г.). В 1950 г. Ньюмен организует свою первую персональную выставку, которая была встречена уничтожающей критикой. После этого художник делает 8-летнюю паузу, которую посвятил развитию своего мастерства. В 1958-1959 гг. он написал известный цикл полотен "Этапы крестного пути", представляющую собой большую инсталляцию из 14 частей, которая охватывает зрителя со всех сторон своими плоскостями с вертикалями. Во второй пол. 1950 гг. к художнику пришел долгожданный успех: в 1958 г. Ньюмэн принял участие в выставке "Новая американская живопись" в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Позднее активно экспериментировал с краской, вводя разнообразные цветовые зоны и усложненные контрасты. В 1960-е гг. обратился и к скульптуре, создав несколько монументальных, строго геометрических пластических композиций из стали ("Сломанный обелиск" у Капеллы Ротко в Хьюстоне, 1963-1967 гг.; и др.). Произведения: "Заповедь" (1946-1947 гг.), "Пропасть Эвклида" (1946-1947), "Дикое" (1950 г.), "Кто испытывает страх перед красно-желто-синим?" (1967-1968 гг.), "Зим Зум" (модель 1969 г.), "Полночная синева (1970 г.) и др. Умер в Нью-Йорке. Ньюмен оказал огромное влияние на молодых живописцев 1960 гг.