БРАУЭР, Адриан. (Brouwer, Adriaen., 1605-1638)
ВАН ДЕЙК, Антонис. (Van Dyck, Sir Antony., 1599-1641)
ЙОРДАНС, Якоб. (Jordaens, Jacob., 1593-1678)
МАГРИТТ, Рене. (Magritte, Rene., 1898-1967)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РУБЕНС, Петер Пауль. (Rubens, Sir Peter Paul., 1577-1640)
СНЕЙДЕРС, Франс. (Snyders, Frans., 1579-1657)
ТОЙМАНС, Люк. (Tuymans, Luc., 1958-)
ФАБР, Ян. (Fabre, Jan., 1958-)
ЭНСОР, Джеймс. (Ensor, James., 1860-1949)
ЭРЖЕ. (Herge., 1907-1983)
|
ВАН ДЕЙК, Антонис
ВАН ДЕЙК, Антонис. Карл I на охоте. 1635 г.
ВАН ДЕЙК, Антонис.
(Van Dyck, Sir Antony., 1599-1641) фламандский живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Родился в Антверпене. Сын богатого торговца тканями. С 1609 г. учился у Х. ван Валена, в 1615-1616 гг. уже имел собственную мастерскую. С юных лет Ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермелена, 1616 г.). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Распятие Св. Петра", ок. 1615-1617 гг.; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-1618 гг.). Ок. 1618-1620 гг. работал помощником у П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, Ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618 г.). В конце 1620 - нач. 1621 гг. Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода определились стремление художника к одухотворенному изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 г. Ван Дейк жил в Италии (гл. образом в Генуе). Более шести лет понадобилось Ван Дейку для изучения итальянского искусства. Он побывал в Риме, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе и даже на Сицилии. В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623 г.). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких темных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - "Старого генуэзца и его жены"; "Маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно"; "Портрет дамы с девочкой"). В то же время Ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одаренности ("Портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622 г.; "Мужской портрет", ок. 1623 г.). С конца 1627 до 1632 гг. Ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 г. стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъема Ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа ("Портрет Марии Луизы де Тассис"), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса; серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников. В 1632 г. он уехал в Англию, где получил место главного живописца при дворе английского короля Карла I. Король окружил Ван Дейка небывалым почетом и даже пожаловал ему рыцарское звание. В Лондоне Ван Дейк жил в необыкновенной роскоши: держал слуг, кареты, лошадей, музыкантов, певцов и клоунов, которые забавляли его титулованных посетителей, приходивших позировать для портретов. В 1639 г. Ван Дейк женился на фрейлине королевы Мэри Ратвен. В 1641 г. у них родилась дочь. Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ("Мадонна дель Розарио", ок. 1624 г.; "Отдых на пути в Египет", конец 1620-х гг.). Как придворный художник Карла I (в Лондоне), исполнял многочисленные портреты короля ("Карл I на охоте", ок. 1635 г.), его семьи ("Дети Карла I", 1637 г.) и знати (портреты Ф. Уортона; Дж. Стюарта); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утонченной духовной культуры. Только за последний период Ван Дейком было создано около четырехсот портретов - короля и членов его семьи, лондонской знати и аристократии. В последних работах Ван Дейк изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приемом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран. Ван Дейк скончался в Лондоне, погребен в соборе Св. Павла. |