БРАУЭР, Адриан. (Brouwer, Adriaen., 1605-1638)
ВАН ДЕЙК, Антонис. (Van Dyck, Sir Antony., 1599-1641)
ЙОРДАНС, Якоб. (Jordaens, Jacob., 1593-1678)
МАГРИТТ, Рене. (Magritte, Rene., 1898-1967)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РУБЕНС, Петер Пауль. (Rubens, Sir Peter Paul., 1577-1640)
СНЕЙДЕРС, Франс. (Snyders, Frans., 1579-1657)
ТОЙМАНС, Люк. (Tuymans, Luc., 1958-)
ФАБР, Ян. (Fabre, Jan., 1958-)
ЭНСОР, Джеймс. (Ensor, James., 1860-1949)
ЭРЖЕ. (Herge., 1907-1983)
|
ЙОРДАНС, Якоб
ЙОРДАНС, Якоб. Бобовый король. Около 1638 г.
ЙОРДАНС, Якоб. Семейный портрет. 1621 г.
ЙОРДАНС, Якоб.
(Jordaens, Jacob., 1593-1678) фламандский живописец и график, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Родился в Антверпене в семье богатого торговца тканями, первый из одиннадцати детей. Основы профессионального образования получил в мастерской художника Адама ван Ноорта, который в свое время был учителем П. Рубенса. Начал Йорданс с декоративных росписей для шпалер. На его творчество большое влияние оказал П. Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие выдающиеся художники как Стен и Снейдерс. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, работал в бытовом и портретном жанрах. В творчестве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в искусстве художника значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо. Практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В ранних произведениях Йорданса ("Семейный портрет", ок. 1615 г., "Поклонение пастухов", 1618 г.) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах мастера, выполненных в 1620-1630-х гг. ("Воспитание Юпитера", 1620 г., "Семейный портрет", ок. 1622-1624 гг., "Аллегория плодородия", ок. 1625-1628 гг. "Бобовый король", 1638 г.), определились особенности его реализма - пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. Жизнерадостна картина "Бобовый король". Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке. Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева - и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Йорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события. Отлично написан натюрморт. С 1640-х гг. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно "Триумф принца Фридриха Генриха Оранского", 1652 г.). В 1650-х гг. на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. Помимо картин художник писал картоны для гобеленов. Исполнял также акварели и офорты. Сохранилось несколько сотен его рисунков. У Йорданса было много учеников. В картинах фламандского живописца неоднократно встречается одна и та же женская фигура - Катарина ван Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая в 1616 г. женой художника. Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене. Умер Йорданс в Антверпене от загадочной болезни "английский пот", в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на кладбище в д. Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина. В 1877 г. в Путте установили памятник Йордансу и двум другим его собратьям по цеху. Бюст Йорданса на монументе выполнил бельгийский скульптор Жозеф Ламбо. Лит.: Смольская Н., Якоб Йорданс. М., 1959. |