БРАУЭР, Адриан. (Brouwer, Adriaen., 1605-1638)
ВАН ДЕЙК, Антонис. (Van Dyck, Sir Antony., 1599-1641)
ЙОРДАНС, Якоб. (Jordaens, Jacob., 1593-1678)
МАГРИТТ, Рене. (Magritte, Rene., 1898-1967)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РУБЕНС, Петер Пауль. (Rubens, Sir Peter Paul., 1577-1640)
СНЕЙДЕРС, Франс. (Snyders, Frans., 1579-1657)
ТОЙМАНС, Люк. (Tuymans, Luc., 1958-)
ФАБР, Ян. (Fabre, Jan., 1958-)
ЭНСОР, Джеймс. (Ensor, James., 1860-1949)
ЭРЖЕ. (Herge., 1907-1983)
|
ЭНСОР, Джеймс
ЭНСОР, Джеймс. Борьба скелетов за копченую сельдь. 1891 г.
ЭНСОР, Джеймс.
(Ensor, James., 1860-1949) известный бельгийский художник-символист, живописец и график, предтеча сюрреализма и экспрессионизма. Родился в г. Остенде, Бельгия. Энсор рано проявил способности к рисованию, брал уроки у художников в Остенде. Учился в Академии художеств в Брюсселе (у Яна Порталса, 1877-1880 гг.). Изучал старых мастеров, делал многочисленные наброски с произведений Халса, Рембрандта, Гойи, Калло, а также Тернера, Домье, Мане. Испытал влияние импрессионизма. Один из основателей брюссельской группы "XX-ти" и постоянно выставлял свои произведения в ее брюссельском салоне. Член антверпенского объединения "Современное искусство". В 1883 г. Энсор отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Особое место в тематике его картин стали занимать маски карнавала с их психологическими и эстетическими отношениями. Известен также своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берет начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы Энсора созданы в 1885-1891 гг. В 1888 г. Энсор написал главное большое произведение - "Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 г.". Здесь можно найти все характеры, все социальные типы. Над толпой развеваются лозунги. Все маски на полотне сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски - Христос, но его облик словно размыт столпотворением. Энсор считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней. Лучшие картины Энсора написанные после 1888 г. продолжают тему въезда Христа. Художник не находил понимание. Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Он замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей. Задолго до своей смерти художник оставляет живопись. Произведения: "Дама с красным зонтом" (1880 г.), "Женщина в смятении" (1882 г.), "Пьяницы" (1883 г.), "Автопортрет в шляпе с цветами" (1883 г.), "Вид на маяк Остенде" (1885 г.), "Искушение Св. Антония" (1887 г.), "Въезд Христа в Брюссель" (1888-1889 гг.), "Пожилая женщина с масками" (1889 г.), "Се Человек" (1890 г.), "Борьба скелетов за копченую сельдь" (1891 г.), "Борьба скелетов за тело повешенного" (1891 г.), "Странные маски" (1892 г.), "Опасная кухня" (1896 г.), "Натюрморт с масками" (1896 г.), "Смерть, избивающая человеческое стадо" (1896 г.), "Художник-скелет" (1896-1897 гг.), "Смерть и маски" (1897 г.), "Греющиеся скелеты" (1899 г.), "Энсор с масками" (1899 г.), "Доки в Остенде" (1900 г.), "Отчаяние Пьеро" (1910 г.), "Китайские безделушки" (1907 г.), "Интрига" (1911 г.), "Пир во время голода" (1915 г.) и др. Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. В Брюсселе прошла первая большая ретроспективная выставка Энсора, после которой он получил титул барона. Энсор больше известен как живописец, однако продолжает расти интерес к его графике, офортам. Умер в Остенде. После смерти художника в Остенде открыли его музей, возникла Ассоциация друзей Энсора. Выставки художника прошли в 1983 г. в Цюрихе и Антверпене и в 1990 г. в Париже. Художник оказал влияние на становление экспрессионизма. Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства. |