Шайхет, Аркадий Шайхет, Аркадий. Ходоки в приемной Калинина. 1924 г. Шайхет, Аркадий. Утренняя зарядка. 1927 г. Шайхет, Аркадий. Фининспектор у нэпманши. 1928 г. Шайхет, Аркадий. Комсомолец за штурвалом. Балахна. 1929 г. Шайхет, Аркадий. На заработки в Москву. Казанский вокзал. 1930 г. Шайхет, Аркадий. Экспресс. 1939 г. Шайхет, Аркадий. Политрук. Сталинград. 1942 г. Шайхет, Аркадий. Лампочка Ильича. 1925 г.
ШАЙХЕТ, Аркадий.
(Shaikhet, Arkady., 1898-1959) известный мастер фотоискусства, один из основоположников советского фоторепортажа. Родился в еврейской семье мелкого торговца в Николаеве (Украина). Участвовал в Первой мировой войне. В 1916-1922 гг. работал помощником слесаря на Николаевском судостроительном заводе. В гражданскую войну служил в Красной Армии в духовом оркестре. Приехал в Москву (1920 г.), устроился ретушером в частное фотоателье "Рембрандт" на Сретенке. Начал фотографировать (снимал универсальной камерой размером 9х12 см с выдвижным мехом). В 1924 г. Шайхет опубликовал свои первые работы в "Рабочей газете", затем в журнале "Красная Нива". Шайхет превосходно справлялся с любыми репортажами, его знали во многих московских редакциях, часто и с удовольствием публиковали. Он снимал первомайские демонстрации, похороны Ленина, Пленум V конгресса Коминтерна. Стал фоторепортером еженедельника "Московский пролетарий", постоянно сотрудничал с журналом "Огонек" (с 1925 г.). Опубликовал свою самую известную фотографию "Лампочка Ильича". Был принят на постоянную работу в "Огонек" (1926 г.), участвовал в создании журнала "Пролетарское фото". Принял участие в выставке "Советская фотография за 10 лет" (1928 г.) и был удостоен диплома I степени. С 1930 г. сотрудничал с журналом "СССР на стройке", снимал для различных изданий, создав в своих репортажах фотолетопись первых пятилеток. Главные причины успеха Шайхета - фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулезность, умение выхватить самую суть момента и выстроить идеальную композицию. Шайхет, вне всякого сомнения, относится к основоположникам новой фотоэстетики 20-х и 30-х гг. ХХ в. Именно тогда фотограф стал классиком, а его фотографии - классическими. В 1931 г. с бригадой фотокорреспондентов провел съемки очерка "24 часа из жизни Филипповых" для немецкого журнала "AIZ". Эта работа имела широкий политический резонанс и привела к многочисленным дискуссиям о путях развития общества. В 1936-1938 гг. Шайхет активно участвовал в ряде выставок в Лондоне, Загребе и др., а также в Первой всесоюзной выставке фотоискусства (1938 г., Москва, Ленинград, Киев,), на которой получил диплом I степени. Фотографировал членов правительства, участников экспедиции на судне "Челюскин", писателей М. Горького, С. Маршака, К. Чуковского, летчиц В. Гризодубову и М. Раскову, архитектора Б. Иофана, шахматиста М. Ботвинника, шахтера А. Стаханова и др. Осуществил путешествие совместно с др. фотографами по каналу Москва - Волга (1937 г.). 1938 г., проходивший под знаком "ежовщины", смерти А. Горького и ареста главного редактора "Огонька" М. Кольцова, закончился для Шайхета увольнением из официальных изданий и переходом в более демократичную "Иллюстрированную газету". Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1945 гг., в звании капитана работал специальным корреспондентом газеты "Фронтовая иллюстрация", а также в др. военных изданиях. Все четыре года провел в командировках на многих фронтах, побывал в Москве, Харькове, Воронеже, Орле, Сталинграде, Киеве, Прибалтике, Польше, Германии. Был награжден орденом Отечественной войны и орденом Боевого Красного Знамени. После Великой Отечественной войны работал в журнале "Огонек", участвовал в различных периодических изданиях, занимался иллюстрированием книг; начал работать с цветной фотографией, систематизировал свой архив. Участвовал в фотосалоне "Фокус" (1946 г., Нидерланды), в московских выставках "Великая Отечественная война" (1948 г.), в Выставке художественной фотографии (1955 г.), Выставке работ московских фотокорреспондентов (1956 г.), Всесоюзной выставке "Фотоискусство СССР за 40 лет" (1958 г.). Персональная выставка мастера прошла в 2000 г. в Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина в Москве, в 2001 г. - в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Фотографии Шайхета хранятся в Союзе фотохудожников России, в собрании "Мультимедийного комплекса актуальных искусств" (музей "Московский Дом фотографии"), галерее А. Лахмана (Кельн), Музее Людвига (Кельн), в частных собраниях. Произведения: "Девушки-физкультурницы, Москва" (1924 г.), "Забастовка у частника, Москва" (1924 г.), "Испытание трактора в Сельскохозяйственной академии. Вспашка поля. Москва" (1924 г.), "Лампочка Ильича" (1925 г.), "Единогласно. Выборы в местные советы. Деревня Поворово Бедняковской волости Московского уезда" (1925 г.), "Утренняя зарядка" (Снято с храма Христа Спасителя, 1927 г.), "Фининспектор у нэпманши. Москва" (1928 г.), "Пуск Балахнинского бумажного комбината. Комсомолец за штурвалом" (1929 г.), "Раскулаченные около своего дома. Украина" (1929 г.), "Караван на Памире - ущелье" (1930 г.), "Нефтяные вышки в воде. Баку" (1929 г.), "На заработки в Москву. Казанский вокзал" (1930 г.), серия "24 часа из жизни Филипповых" (1931 г.), "Встреча челюскинцев на Белорусском вокзале в Москве. Площадь перед вокзалом" (1934 г.), "Киевский вокзал. Москва" (1936 г.), "Экспресс" (1939 г.), "Советский лыжный батальон выдвигается на передовую в ходе Битвы за Москву" (1941 г.), "Политрук. Сталинград" (1942 г.), "Киев освобожден. На Крещатике" (1943 г.), "Здравствуйте, родные!" (Карачев, Брянская область. 1943 г.), "Пахота. Самарская губерния совхоз Герой социализма", "Новые дома на Усачевке", "Новые дома для рабочих", "Дозор в горах", "На стройку канала", "Толкатель ядра", "Юные спортсмены" и др. Умер Шайхет во время съемки на Тверской ул. Москвы (от четвертого инфаркта). Один из основоположников школы советского репортажа, "икона" советского фотографического стиля - Шайхет сыграл очень значимую роль в становлении фотографии в России. Это тот человек, которым можно гордится так же, как французы гордятся А. Картье-Брессоном.