ШЕХТЕЛЬ, Фёдор ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. Особняк С. Рябушинского на Малой Никитской. Москва. 1900 г.
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор.
(Shehtel, Fiodor., 1859-1926) русский архитектор, живописец, график, сценограф, наиболее известный зодчий Москвы начала XX в., ведущий мастер стиля модерн. Родился в Петербурге в обрусевшей немецкой семье инженера-технолога. Окончил Тираспольскую римско-католическую епархиальную семинарию и частную гимназию. В 1875 г. Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (курс Д. Чичагова), которое он оставил в 1878 г., не окончив курса. Начал самостоятельную работу, иллюстрируя и оформляя книги, журналы, создавая театральные афиши, эскизы декораций и костюмов для театра; занимался прикладным искусством, разрабатывая эскизы витражей, мебели, посуды, тканей и т. д. Со времени переезда в Москву стал серьезно заниматься архитектурой, разрабатывая новую пространственно-планировочную структуру и композицию особняков, загородных домов. Его творчество - одна из вершин стиля модерн в русской архитектуре. Сочетая работу с общественной и преподавательской деятельностью, Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899 г.); в 1908-1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества. С 1902 г. академик архитектуры петербургской АХ. В 1896-1926 гг. преподавал в Строгановском училище. Участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа. К концу XIX в. по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное средневековье с налетом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля – особняке З. Морозовой на Спиридоновке (1893 г.), где Савва Тимофеевич дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. К работе над оформлением этого здания Шехтель привлек тогда еще малоизвестного М. Врубеля. Среди построек зодчего 1890-х гг. следует ещё назвать "готическую" дачу И. Морозова (1895 г.) в Петровском парке (в комплексе усадьба, конюшня, ограда). Работы архитектора конца 1890-х гг. показывают мастерское владение "готикой", но зодчий вновь несколько раз обращается к "русскому" стилю, делает классические интерпретации. Черты принципиально нового направления, позже названного "модерном", впервые проступили в торговом доме В. Аршинова на Большой Ордынке, 32 (1899 г.). Перелом от готики к модерну произошел в 1900 г. Среди знаменитых работ Шехтелья - особняк С. Рябушинского на Малой Никитской (облик здания строится на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью; 1900 г.), торговый дом М. Кузнецова на Мясницкой ул., фасады и внутренняя отделка Ярославского вокзала, отделка здания Художественного театра (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрел свой "фирменный" дизайн; 1902 г.) – все в Москве. В дальнейшем постройки Шехтеля отличались более рациональными и строгими формами: торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском пер. (1909 г.) в Москве. Среди других его значительных работ – особняк А. Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901 г.), дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор" на Старой площади (1901 г.), банк "Товарищества мануфактур" П. Рябушинского на Биржевой площади (1903-1904 гг.), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904-1906 гг.), типография П. Рябушинского "Утро России" в Большом Путинковском переулке (1907-1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому "рациональному модерну" – с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в г. Таганроге (1914 г.). После 1917 г. зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Продолжал работать и как педагог. С 1921 по 1923 гг. возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1918 г. особняк, построенный Шехтелем для себя (в Ермолаевском переулке, 1896 г.), был национализирован, а зодчий с семьей выселен. Последние 8 лет жизни Шехтель жил в коммунальной квартире. Умер в Москве. Сын Шехтеля, Лев Жегин (1892-1969), - живописец и теоретик искусства.