СЕРОВ, Валентин СЕРОВ, Валентин. Девочка с персиками. 1887 г.
СЕРОВ, Валентин.
(Serov, Valentin., 1865-1911) известный русский живописец и график, мастер портрета. Родился в Петербурге. Сын А. Н. Серова (композитора и музыкального критика). Учился в детстве у И. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-1885 гг.) у П. Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. Врубелем, а позже с К. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка, с которым был тесно связан молодой Серов. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887 г.), "Девушка, освещенная солнцем" (1888 г.). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. За картину "Девочка с персиками" Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств, второй портрет купил для своей коллекции П. Третьяков. В 1887 г. Серов женился на Ольге Трубниковой, вскоре у них появляются дети. Своих сыновей и Серов нарисовал позднее на картине "Дети". С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890 г.; Ф. Таманьо, 1891-1893 гг.; К. Коровина, 1891 г.; И. Левитана, 1893 г.; Н. Лескова, 1894 г.; Н. Римского-Корсакова, 1898 г.). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, став в 1894 г. членом Товарищества передвижных художеств, выставок, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897 г.; С. Боткиной, 1899 г.; Ф. Юсупова, 1903 г.). Серов часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей художник стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899 г.; "Мика Морозов", 1901 г.). Часто обращался к различным графическим техникам - акварели, пастели, литографии и пр. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. Качалова, 1908 г.; Т. Карсавиной, 1909 г., - оба в Третьяковской галерее; многочисленные рисунки к басням И. Крылова, 1895-1911 гг.). В 1890-х - начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. В картинах на крестьянские сюжеты нарастало активно-романтическое начало, выявленное в декоративном решении ("Стригуны на водопое", пастель, 1904 г.). В поздний период (начало 1900-х гг.) Серов связан с "Миром искусства". На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости [портреты М. Горького (1904 г.); М. Ермоловой (1905 г.), Ф. Шаляпина (уголь, 1905 г.). В портретах М. А. Морозова (1902 г.), Г. Гиршман (1907 г.), В. Гиршмана (1911 г.), И. Рубинштейн (1910 г.) и О. Орловой (1911 г.) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели, придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Демократические убеждения Серова ярко проявились в годы Революции 1905-1907 гг.: он создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих карателей; будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903 г.), в 1905 г. ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900 г.), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр I", темпера, 1907 г.). В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Скончался Серов в Москве. Именем художника в 1922 г. названа улица в посёлке художников "Сокол" в Москве. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909 гг.). Ученики: П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян, К. Петров-Водкин, Н. Ульянов, К. Юон.