РЕПИН, Илья РЕПИН, Илья. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. РЕПИН, Илья. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 г. РЕПИН, Илья. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года. 1903 г. РЕПИН, Илья. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 гг. РЕПИН, Илья. Не ждали. 1884 г. РЕПИН, Илья. Крестный ход в Курской губернии. 1883 г.
РЕПИН, Илья.
(Repin, Ilya., 1844-1930) выдающийся русский живописец и график. Передвижник. Детство Репина проходило в Харьковской губернии, его родители были военными поселенцами. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1863 г.) у И. Крамского и в АХ (1864-71 гг.; преподавал в 1894-1907 гг., ректор в 1898-1899 гг.). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1873-1876 гг.). Член ТПХВ (с 1878 г.). В годы учёбы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В. Стасов. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал её убеждённым приверженцем. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образно-эмоциональной характеристики отчётливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р. Хлобощина, 1868 г., и В. Шевцовой, 1869 г.; "Воскрешение дочери Иаира", 1871 г.). С начала 1870-х гг. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далёкого от жизни академического искусства. В 1870-1873 гг. после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине "Бурлаки на Волге" пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков; обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. Уже в начале 1870-х гг. к Репину пришел первый успех, который ширился с каждой новой картиной и привел художника к безграничной славе; редкая выставка передвижников, начиная с третьей, обходилась без его работ. Восторженная критика, щедрая на эпитеты, видела в нем "Самсона русской живописи", сравнивала его с Рембрандтом. В 1873-1876 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы; важным шагом в овладении пленэрной живописью были пейзажи этого периода ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876 г.). По возвращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", "Мужичок из робких", "Протодьякон", все - 1877 г.). В конце 1870-х-начале 1880-х гг. Репин сначала в Чугуеве, а затем в Москве увлечённо работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879 г.), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни ("В волостном правлении", 1877 г.). Эти работы подготовили Репина к созданию полотна "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883 гг.), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной России, сложность существующих в ней социальных отношений. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, в нём бичевались мерзости существующего строя и прославлялся народ, угнетённый и обманутый, но великий и могучий. В строго продуманной композиции картины, в её живописном строе проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-1885 гг., "Арест пропагандиста", 1880-1892 гг., "Не ждали", 1884-1888 гг.). Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое до того имела лишь историческая живопись. Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане: портреты В. Стасова (1873 г.), А. Писемского (1880 г.); М. П. Мусоргского (1881 г.), П. А. Стрепетовой (1882 г.), А. Дельвига (1882 г.), Л. Толстого (1887 г.). Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879 г.). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885 г.), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-1891 гг.), главным героем которой стал свободолюбивый народ. В 1890-е годы приходится пик популярности художника: с 1894 по 1907 г. он руководил академической мастерской; с 1898 г. занимал должность ректора Высшего художественного училища при АХ; в 1901-м был награжден орденом Почетного легиона; избран членом нескольких европейских академий. В поздний период при отдельных удачах Репин уже не создал картин, равных произведениям 1870-1880-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг.- это графические портреты, модели которых - обычно люди с ярко выраженным творческим, артистическим началом, а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художниками Б. Кустодиевым и И. Куликовым, 1901-1903 гг.). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина – одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина – И. Бродский, И. Грабарь, Д. Кардовский, Кустодиев и многие другие. После 1917 г. Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899 г.), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репино, до 1940 г. принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в Россию. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 г. - мемориальный музей. Мемориальный музей Репина имеется также в Чугуеве.