КОРИН, Павел КОРИН, Павел. Реквием (Русь уходящая). Эскиз общей композиции. 1935-1937 гг.
КОРИН, Павел.
(Korin, Pavel., 1892-1967) русский живописец, народный художник СССР (1962 г.), действительный член АХ СССР (1958 г.). Родился в Палехе. Сын крестьянина-иконописца. В 1903-1097 гг. учился в иконописной школе в Палехе под руководством Е. Стягова. В 1908 г. переехал в Москву.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912-1916 гг.) у К. Коровина и С. Малютина. Многолетняя дружба с М. естеровым и А. Горьким оказала большое влияние на его творческое развитие. Руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. Пушкина (1932-1959 гг.); реставрировал, вместе с братом А. Кориным и др., картины Дрезденской картинной галереи. Для произведений Корина характерны одухотворённость и волевая собранность образов, монументальная строгость и чёткость рисунка, цельность пластической формы, напряжённая насыщенность цвета. 1923 г. - с братом совершил путешествие по Северу, посетив Вологду, старую Ладогу, Ферапонтов монастырь, Новгород. Изучал росписи в соборах и церквях, делал зарисовки церковной утвари, фресок старых мастеров. В 1925 г. делал зарисовки во время похорон патриарха Московского и Всей Руси Тихона в Донском монастыре - духовном центре русской Православной Церкви. Эти зарисовки стали началом работы над картиной "Реквием. Русь уходящая". В конце 1920-1930-х гг. К. работал над полотном "Русь уходящая" (этюды "Схимница", 1930 г.; "Отец и сын", 1931 г.; и др.), в котором стремился создать живописную эпопею уходящей в прошлое старой России. После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935-1937 гг.) показывает, что "Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка!" - но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, "уходящая" в вечность. В пейзаже "Моя родина" (1928, 1947 гг.) Корин создаёт лирический образ родной природы. 1931 г. - поездка на Валаам. При поддержке Горького вместе с А. Кориным совершил поездку через Германию в Италию и Францию (возвратились в 1932 г.). Вел путевой дневник, создал большое количество зарисовок знаменитых картин, интерьеров и скульптур античности, средневековья и эпохи Возрождения. Посетил Францию и Англию (1935 г.). С конца 1930-х гг. главной темой творчества художника становится современник, представитель советской творческой интеллигенции. Корин в своих портретах запечатлел людей целеустремлённых, полных высокого духовного напряжения (портреты: Л. Леонидова, М. Нестерова - оба 1939 г.; Н. Гамалеи, 1941 г.). За портреты М. Сарьяна, Р. Симонова (оба 1956 г.), Кукрыниксов (1958 г.), Р. Гуттузо (1961 г.) Корину была присуждена Ленинская премия (1963 г.). В 1941-1945 гг. и в послевоенные годы Корин создал произведения, глубоко проникнутые патетикой военных лет, чувством непобедимости русского народа (триптих "Александр Невский", 1942-1943 гг.; серия портретов советских военачальников). К 1950-м гг. относятся основные монументальные работы Корин: на станциях московского метрополитена "Комсомольская-кольцевая" (мозаичные плафоны, 1951 г.; Государственная премия СССР, 1952 г.), "Новослободская" (витражи, 1951 г.) и "Смоленская" ("Новая", мозаика, 1953 г.); в МГУ (мозаика, 1952 г.). Совершил поездку в Германскую Демократическую республику (1955 г.) в связи с передачей отреставрированных картин Дрезденской галерее. Посетил Италию (1961 г.). Художественный руководитель ГЦХРМ (1960-1964 гг.). Совершил поездку в США (1965 г.) в связи с открытием организованной А. Хаммером персональной выставки в Нью-Йорке. Обширная коллекция икон, собранных Кориным, является одной из известнейших и наиболее изученных в России. Центральным, но так и не оконченным, полотном Корина считается "Реквием" ("Русь уходящая"). Судьба одного из нравственных авторитетов русской живописи советских времен Корина и трагична, и творчески просветленна. Он оставил неоконченной главную картину жизни "Реквием". Но сам эскиз картины, блестящая серия портретов, суровость и мощь историко-эпических полотен, созданных во время Великой Отечественной войны и, наконец, огромный вклад в сохранение произведений древнерусского и мирового искусства делают Корина явлением в отечественной культуре. Умер в Москве. Дом-музей Корина ныне филиал Государственной Третьяковской галереи.