КИПРЕНСКИЙ, Орест КИПРЕНСКИЙ, Орест. Портрет Александра Пушкина. 1827 г.
КИПРЕНСКИЙ, Орест.
(Kiprensky, Orest. , 1782-1836) русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Родился в имении помещика А. Дьяконова близ Копорья Ораниенбаумского уезда, незаконный сын помещика - воспитывался в семье приемного отца. В 1788 г. был зачислен в Воспитательное училище при АХ. Курс обучения закончил в 1803 г. и был оставлен пенсионером на три года, потом еще на три. За это время он написал ряд работ и среди них "Портрет А. Швальбе" (1804 г.), в котором показал себя талантливым портретистом, последователем Ф. Рокотова, Д. Левицкого и В. Боровиковского и представителем нового, романтического направления. В следующие годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его известность на этом поприще, - Е. Ростопчиной, А. Челищева, В. Перовского и др. Высшим его достижением стал знаменитый портрет Е. Давыдова (1809 г.). АХ за представленные Кипренским портреты присвоила ему звание академика (1812 г.). Война с Наполеоном побудила художника взяться за портреты (карандашные): он словно спешил увековечить своих современников. Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества в то героическое время. Здесь преобладали изображения военных из окружения художника - А Бакунина, М. Ланского, А. Томилова, Е. Чаплица, П. Оленина (все 1813 г.) и др.; чуть позже к ним прибавились изображения деятелей искусства - В. Оленина, Н. Уткина, К. Батюшкова. Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816 г. - В. Жуковского и С. Уварова. Кипренский - знаменит и почитаем. Его даже называли "российским Вандиком" (то есть Ван Дейком); но он не был вполне удовлетворен успехом. На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и все время порывался писать значительные сюжетные произведения. Пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большую картину. Он написал "Анакреонову гробницу" и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме. Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты С. Щербатовой (1819 г.) и А. Голицына (ок. 1819 г.), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 г. ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Его затянувшееся пенсионерство (дважды продленное) наконец завершилось, и в начале 1822 г. художнику пришлось покинуть Италию. По пути задержался в Мариенбаде, где общался с И.-В. Гёте и дважды рисовал его. Последней его зарубежной работой был начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже портрет Е. Авдулиной (1822 г.) - изысканный и тонкий. В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 г., его встретили неожиданно холодно. Пытаясь поправить положение, художник принялся за большую картину - давно заброшенного им "Аполлона, поражающего Пифона" - и закончил работу в 1825 г.; но снова не произвел желаемого впечатления. В портретах же он по-прежнему блистал мастерством, однако они получались холодно-отчужденными. Среди них было лишь два счастливых исключения. Первое - замечательный портрет А. Пушкина (1827 г.), с редкой силой передающий замкнутость поэта в собственном мире вдохновения и одиночество высокой души в окружающем суетном мире. Второе - автопортрет, исполненный год спустя, удивительный по беспощадной откровенности, с которой художник вглядывался в себя - постаревшего и немного жалкого. В 1828 г. Кипренский снова отправился в Италию - это было бегство от самого себя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал К. Брюллов, оттеснивший соперников. Все еще веря в свое призвание исторического живописца, Кипренский старался привлечь к себе внимание картиной "Тибуртинская сивилла, предсказывающая падение мессии Августу" и потерпел неудачу. Более интересными были у него две картины 1831 г.: "Девушка с плодами" и "Читатели газет в Неаполе" - в сущности, портреты. Кипренский получал все меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездил пол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты, в том числе Б. Торвальдсена и Ф. Голицына (оба 1833 г.), но и в них не приблизился к прежним достижениям. Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный портрет - и не справился с ним: этот эффектный жанр не соответствовал его возможностям, а силы художника уже иссякали. В начале 1836 г. он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться. Для этого ему пришлось в июне 1836 г. принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Не известно, обрел ли он желанный покой. Простудился, заболел и скончался через четыре месяца после свадьбы.