ГЛАЗУНОВ, Илья ГЛАЗУНОВ, Илья. Вечная Россия. 600 см x 300 см. 1988 г. ГЛАЗУНОВ, Илья. Князь Дмитрий Донской. 1961-1980 гг. ГЛАЗУНОВ, Илья. Венеция. 1987 г. ГЛАЗУНОВ, Илья. Рынок нашей демократии. 1999 г. ГЛАЗУНОВ, Илья. Разгром Храма в Пасхальную ночь. 1999 г. ГЛАЗУНОВ, Илья. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. 1980 г. ГЛАЗУНОВ, Илья. Россия, проснись! 1994 г.
ГЛАЗУНОВ, Илья.
(Glazunov, Ilya., 1930-2017) известный русский художник, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973 г.), Народный художник СССР (1980 г.), действительный член Российской академии художеств (2000 г.), действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997 г.), общественный деятель. Родился в Ленинграде в семье ученого-экономиста. Пережил блокаду Ленинграда. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по "дороге жизни". Жил в д. Гребло под Новгородом. После снятия блокады вернулся в Ленинград. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина в мастерской Народного художника СССР профессора Б. Иогансона (1951–1957 гг.). В 1957 г. переехал в Москву. В 1956 г. создает картины "Ф. Достоевский в Петербурге", "Князь Мышкин", "Рогожин", "Настасья Филипповна". Начинает работу над художественным воплощением образов Ф. Достоевского, над иллюстрациями к произведениям А. Блока. Получает Гран-при на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину "Юлиус Фучик". В 1956 г. женится на Нине Виноградовой-Бенуа (умерла в 1986 г.), имеет сына и дочь. В 1957 г. в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех. Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла "Город", а в последующие десятилетия – цикл "Вечная Россия", вереница национально-исторических образов, где "иконописная" стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Итогом серии стали гигантские картины-панно в духе "соборных" (т. е. многофигурных) икон, охватывающие не только российскую, но и мировую историю от древности до перестройки ("Мистерии ХХ века", 1977 г.), "Сто веков" (1988 г.) и "Великий эксперимент" (1990 г.). Художник исполнил также большое число официальных заказов: серии графической публицистики на темы Вьетнама (1967 г.), Чили (1973 г.), строительства Байкало-Амурской магистрали (1977 г.), Никарагуа (1983–1984 гг.), а также много живописных парадных портретов (Курт Вальдхайм, испанский король Хуана Карлос, папа Иоанн Павел II, Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов и др. высокие особы). Портрет всегда был излюбленным жанром Глазунова; типичный пример – "Русская красавица" (живопись с инкрустацией старинным жемчугом, 1968 г.). Многие его работы, в том числе книжные иллюстрации, навеяны образами Ф. Достоевского и других русских классиков. В 1980-е гг. Глазунов вел мастерскую портрета в Институте имени В. Сурикова. В 1986 г. возглавил созданную им Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца (1996–1999 гг.), (Лауреат Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля, 1997 г.). В 1970-е гг. Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. При ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться. Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников. Выходит монография "Илья Глазунов" (М., "Изобраз. искусство", 1972 г.). В 1976 г. - документальный фильм "Илья Глазунов". 1984 г. - вышел альбом "Телеграммы из Никарагуа" (М., "Агентство печати Новости"). Издан альбом "Художник и время: Илья Глазунов" (М., "Советская Россия"). В 1986 г. вышел альбом "Илья Глазунов" (М., "Изобразительное искусство"). Выпущен альбом "Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова" (М., "Планета"). В 1990 г. в связи с тридцатилетием творческой деятельности в Москве проходила выставка работ Глазунова, на которой экспонировалось более 400 произведений. Проявил себя как театральный художник (создал оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова в Большом театре, "Князь Игорь" А. Бородина и "Пиковая дама" П. Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.). Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Живет и работает в Москве. Автор мемуарно-публицистических и историко-художественных книг "Дорога к тебе" (1965 г.), "Наша культура – это традиция" (1991 г.), "Россия распятая" (1996 г.), "Русский интерьер" (1998 г.). В Москве открыта картинная галерея Глазунова (около 300 полотен). "Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" - так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин. Глазунов - художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. Глазунов остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации. Умер в Москве в возрасте 87 лет.