ГЕ, Николай ГЕ, Николай. Что есть истина? Христос и Пилат. 1890 г.
ГЕ, Николай.
(Ge, Nikolay., 1831-1894) русский художник, мастер портретов и исторических полотен, один из организаторов и руководителей созданного в 1870 г. "Товарищества передвижных художественных выставок". Родился в Воронеже в семье помещика. Дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII в. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847–1850 гг.), затем поступил в Академию художеств (учился у П. Басина), которую окончил в 1857 г. За работу "Ахиллес оплакивает Патрокла" он в 1855 г. получил малую золотую медаль. Работа "Саул у Аэндорской волшебницы" в 1857 г. принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. Испытал большое влияние К. Брюллова и А. Иванова. Жил в Риме и Флоренции (1857–1869 гг.), в Петербурге, а с 1876 г. – на хуторе Ивановский в Черниговской губернии. Неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья. Известность ему принесла "Тайная вечеря" (1863 г.). Сильные эффекты светотени, композиции и колорита превратили здесь евангельский сюжет (в духе нарождавшегося символизма) из религиозного канона в драму человеческой души, жаждущей обновления. Ге привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. За "Тайную вечерю" Ге получил звание профессора, минуя звание академика. Проявил себя и как портретист (остродраматический портрет А. Герцена, поражающий своим "живым" взглядом, 1867 г.). В картине Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871 г.) Ге выступил как реформатор исторического жанра, лишив драматический эпизод минувшего всякой официозности и придав ему психологическую остроту; тем самым он предвосхитил искания В. Сурикова и мастеров русского модерна. В 1874 г. Ге выставил новую картину "Екатерина II у гроба Елисаветы"; она не имела успеха. В 1875 г. он написал "Пушкина в селе Михайловском", но и эта картина не произвела впечатления. В 1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Малороссию, где купил небольшой хутор. В его душе совершился крупный переворот: он на время отказался совсем от искусства и занялся вопросами религии и морали. На рубеже 1870-х и 1880-х гг. Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности. Историю Христа художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы добра и зла. С 1880-х гг. Ге стал близким другом и последователем Л. Толстого. Стремясь подчеркнуть "чисто человеческое" содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. В картине "Что есть истина?" (1890 г.) – с Иисусом Христом перед Пилатом – конфликт, сведенный к чисто нравственному противостоянию двух персонажей, впечатляет экспрессией красок и светотени. Мощная "протомодернистская" выразительность крупного, мерцающего мазка характерна для "Христа и Никодима" (1880-е гг.) и "Голгофы" (1893 гг.). Образы "Распятия" (1892–1894 гг.) оказались у Ге столь безысходно-мрачными, что вызвали резкую критику церкви; политические же и религиозные вольнодумцы вешали репродукции с картин Ге на стену в виде своего рода "антиикон". В газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Картину "Что есть истина?" сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела. Та же участь постигла "Синедрион", а в 1894 г. — и "Распятие"; последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашёл себя. Параллельно мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л. Толстого за письменным столом (1884 г.). В образе Н. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893 г.), проступил дар Ге-пейзажиста (пейзаж вообще играет в целом ряде его произведений весьма важную эмоциональную роль). Написал портреты Костомарова, Тургенева, Салтыкова, Некрасова, Пыпина, Серова, Антокольского, Костомаровой. Тогда же он вылепил бюст Белинского. Умер Ге на хуторе Ивановском. Ге представляется яркой художественной личностью, в особенности в своих последних произведениях, в которых выразилось особое, очень "русское" отношение к Евангелию как к проповеди исключительно духовной красоты. Эти произведения обладают серьезными и редкими качествами, дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Та же черта благородства сказалась и в портретах Ге - быть может, лучших русских портретах за вторую половину XIX в. Его лица не только дышат жизненностью, но "на них лежит отражение благородной души их автора" (А. Бенуа).