ВРУБЕЛЬ, Михаил ВРУБЕЛЬ, Михаил. Демон поверженный. 1902 г. ВРУБЕЛЬ, Михаил. Царевна-Лебедь. 1900 г. ВРУБЕЛЬ, Михаил. Сирень. 1900 г. ВРУБЕЛЬ, Михаил. Микула Селянинович и Вольга Святославович. Изразцовый камин. 1899 г. ВРУБЕЛЬ, Михаил. Роза в стакане. 1904 г.
ВРУБЕЛЬ, Михаил.
(Vrubel, Mikhail., 1856-1910) русский живописец, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве, мастер универсальных возможностей - автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Родился в Омске в семье военного юриста. Учился в петербургской АХ (1880-1884 гг.) у П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Репина. Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. стремление решить эти вопросы приводило Врубеля, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека. Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских художников конца XIX - начала XX вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты. Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля "модерн". Это особенно свойственно некоторым панно (например, триптих "Фауст" для дома А. Морозова в Москве, 1856 г.; "Утро", 1897 г.). Однако творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля "модерн". Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899 г.; "К ночи", 1900 г.; "Сирень", 1900 г.). В 1884-1889 гг. Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в том числе композицию над хорами "Сошествие святого духа", 1884 г.) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора, портрет-картину "Девочка на фоне персидского ковра" (1886 г.). В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной манере Врубель, живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве Врубеля пластическими средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его творчества. В творчестве Врубеля киевского периода впервые проявилось характерное для художника противоречие между мечтой о художественном преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального искусства и действительностью, которая не давала Врубелю возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы. С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда он, переселившись в Москву (1889 г.), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения ("Венеция", 1893 г.; "Испания", около 1894 г. и "Гадалка", 1895 г.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. Римского-Корсакова "Садко", 1897 г.; "Царская невеста", 1899 г.; "Сказка о царе Салтане", 1900 г., - все в Московской частной русской опере С. Мамонтова), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава" - все 1899-1900 гг.), выступает в роли архитектора и мастера прикладного искусства. Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Лермонтова ("Измаил-бей", и "Герой нашего времени", все 1890-1891 гг.). Главной темой творчества Врубеля в московский период стала тема Демона. В "Демоне" (1890 г.) и иллюстрациях к одноимённой поэме М. Лермонтова (1890-1891 гг.) Врубель в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество. Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры - всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась "Демоном поверженным" (1902 г.). Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. Художник исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты С. Мамонтова, 1897 г.; К. Арцыбушева, 1897 г.; Н. Забелы-Врубель, 1898 г.; портрет сына, 1902 г.). В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 г. Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью, лечился в частных клиниках Москвы и Петербурга, и в 1906 г. ослеп). В эти годы лучшими произведениями Врубеля становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной чёткостью построения форм (портрет Ф. Усольцева, 1904 г.; "После концерта. Портрет Н. Забелы-Врубель", 1905 г. ; портрет В. Брюсова, 1906 г.). Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно немногочисленным у Врубеля пейзажным работам ("Дерево у забора", 1903-1904 гг.), натюрмортам ("Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан"). Умер Врубель в Петербурге. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства XX в.